Меры государственной поддержки

Для повышения инвестиционной привлекательности региона на территории Чукотского автономного округа (далее – «ЧАО») предусмотрены финансовые и нефинансовые меры государственной поддержки, позволяющие инвесторам на льготных условиях реализовывать ГЧП-проекты:[1]

Мера

Требования

Финансовые меры поддержки

Предоставление налоговых льгот или установление понижающих налоговых ставок (подробнее см. налоговые льготы)[2]

Включение инвестора в реестр участников региональных инвестиционных проектов (РИП) при соответствии следующим требованиям:

  • государственная регистрация инвестора осуществлена на территории ЧАО
  • инвестор поставлен на учет в налоговых органах
  • инвестор не применяет специальные налоговые режимы
  • инвестор не является участником консолидированной группы налогоплательщиков
  • инвестор не был участником РИП, иного регионального ГЧП-проекта
  • инвестор не имеет в своем составе обособленных подразделений за пределами ЧАО
  • инвестор не является некоммерческой организацией, банком, страховой организацией, негосударственным пенсионным фондом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией
  • инвестор не является резидентом особой экономической зоны или территории опережающего социально-экономического развития

ГЧП-проект:

  • направлен на производство товаров по видам экономической деятельности, установленным в нормативных правовых актах ЧАО

Льготные условия предоставления и пользования земельными участками, льготный размер арендной платы (подробнее см. порядок предоставления земельных участков)[2]

Предоставление субсидий в целях возмещения недополученных доходов и финансового обеспечения[2]

Меры государственной поддержки для резидентов территории свободного порта Владивосток (далее – СПВ)[3], предусматривающие:

  • налоговые льготы (подробнее см. налоговые льготы)
  • административные преференции и специальный визовый режим для иностранных граждан
  • сопровождение проекта по принципу «Одного окна» для инвестора (подробнее см. «Единое окно» для инвестиционных проектов)
  • сокращенные сроки проведения проверок резидентов
  • право управляющей компании на защиту резидентов в суде
  • отсутствие квот на иностранную рабочую силу (доля до 20%, свыше 20% – по решению Наблюдательного совета)
  • режим свободной таможенной зоны

Инвестор:

  • является индивидуальным предпринимателем или коммерческим юридическим лицом
  • имеет государственную регистрацию на территории СПВ
  • отсутствует недоимка по налогам и сборам, иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ за прошедший календарный год, размер которых превышает 25% балансовой стоимости активов
  • не находится в стадии несостоятельности (банкротства), реорганизации или ликвидации
  • заключил соглашение об осуществлении деятельности на территории СПВ с управляющей компанией
  • включен в реестр резидентов СПВ
  • предусматривает реализацию на территории СПВ нового ГЧП-проекта для инвестора либо новых для инвестора видов предпринимательской деятельности[4]
  • предусматривает объем капитальных вложений не менее 5 млн руб. в срок, не превышающий 3 лет со дня включения инвестора в реестр резидентов СПВ

ГЧП-проект:

  • предусматривает реализацию на территории СПВ нового ГЧП-проекта для инвестора либо новых для инвестора видов предпринимательской деятельности
  • предусматривает объем капитальных вложений не менее 5 млн руб. в срок, не превышающий 3 лет со дня включения инвестора в реестр резидентов СПВ

Меры поддержки для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований ЧАО[5]:

  • налоговые льготы (подробнее см. налоговые льготы)
  • административные преференции
  • понижающий коэффициент размера арендной платы на земельные участки

Общие требования, установленные федеральным законодательством:

  • количество создаваемых рабочих мест не менее 10 в течение первого года после включения инвестора в реестр резидентов ТОСЭР или не менее среднесписочной численности работников инвестора за последние 3 года для инвесторов, имеющих действующие производственные мощности
  • объем капитальных вложений не менее 2,5 млн руб. в течение первого года после включения инвестора в реестр
  • в результате реализации ГЧП-проекта не предусматривается заключение соглашений и иных сделок с градообразующей организацией моногорода или ее дочерней организацией, в ходе исполнения которых выручка от реализации товаров, работ и услуг такой организацией превышает 50% всей выручки, получаемой в результате реализации ГЧП-проекта
  • реализация ГЧП-проекта не предусматривает привлечения иностранной рабочей силы более 25% общей численности работников
  • реализация ГЧП-проекта не предусматривает производства подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов), производство товаров и оказание услуг, выполнение работ по видам экономической деятельности, в которых занято 20 и более процентов среднесписочной численности работников всех организаций моногорода, основному виду экономической деятельности градообразующей организации моногорода, а также видам экономической деятельности, указанным в нормативных правовых актах

Меры государственной поддержки резидентов Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ)[6]:

  • проведение проверок в отношении резидентов АЗРФ только по согласованию Минвостокразвития России в сокращенные сроки
  • налоговые льготы (подробнее см. налоговые льготы)
  • субсидирование на возмещение процентной ставки по кредитам, на возмещение затрат на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в рамках реализации ГЧП-проекта
  • право на предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов
  • сокращенные сроки общественного обсуждения и публичных слушаний при осуществлении градостроительных мероприятий, одновременное осуществление экологической экспертизы и государственной экспертизы проектно-сметной документации
  • право управляющей компании на защиту резидентов в суде
  • режим свободной таможенной зоны

Инвестор:

  • планирует реализовать в АЗРФ новый ГЧП-проект либо указанные в заявке виды предпринимательской деятельности не осуществлялись им ранее[7]
  • предпринимательская деятельность будет осуществляться на территории муниципального образования, которое относится к сухопутной территории АЗРФ и является местом государственной регистрации инвестора
  • объем капитальных вложений не менее 1 млн руб.
  • не находится в статусе ликвидации, реорганизации или банкротства
  • не имеет задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ за прошедший календарный год, размер которых превышает 25% балансовой стоимости активов инвестора
  • инвестор или его участники, доля которых составляет 10 и более процентов, единоличный исполнительных орган, его заместители, привлекаемые к реализации ГЧП-проекта подрядчики имеют опыт реализации ГЧП-проектов[8]
  • не имеет статуса кредитной, страховой организации, инвестиционного, негосударственного пенсионного фонда, профессионального участника рынка ценных бумаг, ломбарда, участника соглашений о разделе продукции
  • инвестор или его участники, доля которых в уставном капитале составляет 10 и более процентов, либо единоличный исполнительный орган или его заместители не имеют регистрации в офшорной зоне
  • имеет цели, соответствующие целям документов стратегического планирования, определяющих направления социально-экономического развития АЗРФ
  • полная стоимость не менее 300 млн руб.
  • общий размер средств государственной поддержки не превышает 20% частных инвестиций
  • предполагает создание новых рабочих мест
  • бюджетная эффективность в течение 10 лет с момента отбора ГЧП-проекта должна быть положительной либо равно нулю
  • расположение производственной площадки на АЗРФ
  • доля собственных средств инвестора не менее 15% полной стоимости ГЧП-проекта

ГЧП-проект:

  • имеет цели, соответствующие целям документов стратегического планирования, определяющих направления социально-экономического развития АЗРФ
  • полная стоимость не менее 300 млн руб.
  • общий размер средств государственной поддержки не превышает 20% частных инвестиций
  • предполагает создание новых рабочих мест
  • бюджетная эффективность в течение 10 лет с момента отбора ГЧП-проекта должна быть положительной либо равно нулю
  • расположение производственной площадки на АЗРФ
  • доля собственных средств инвестора не менее 15% полной стоимости ГЧП-проекта

Нефинансовые меры поддержки

  • Принятие нормативных правовых актов ЧАО, направленных на улучшение инвестиционного климата
  • Принятие инвестиционной декларации ЧАО
  • Включение ГЧП-проектов в документы стратегического планирования ЧАО
  • Организация сопровождения ГЧП-проектов по принципу «Одного окна» (подробнее см. «Единое окно» для инвестиционных проектов)
  • Формирование и развитие инвестиционной инфраструктуры, в том числе развитие территорий СПВ и ТОСЭР, создание и развитие индустриальных (промышленных) парков и иных территорий экономического благоприятствования для инвестиционной деятельности
  • Заключение специальных инвестиционных контрактов, соглашений об осуществлении инвестиционной деятельности, в том числе концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве
  • Предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов
  • Создание специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами
  • Предоставление методической, консультационной и информационной поддержки
  • Предоставление общих гарантий субъектам инвестиционной деятельности: обеспечение равных прав, гласность в обсуждении ГЧП-проектов, право на обжалование решений и действий (бездействий) органов государственной, муниципальной власти ЧАО и их должностных лиц, защиту капитальных вложений


[1] В нормативных правовых актах ЧАО используется формулировка «инвестиционные проекты», в рамках предоставленного материала термин «ГЧП-проект» обозначает инвестиционный проект, реализуемый на принципах государственно-частного партнерства.

[2] Основанием является включение организации в реестр участников РИП. Меры государственной поддержки предоставляются до исключения сведений об организации из реестра РИП.

[3] Основанием является соглашение об осуществлении деятельности на СПВ. Меры государственной поддержки предоставляются на срок действия соглашения об осуществлении деятельности на СПВ.

[4] При этом запрещенными видами деятельности являются: 1) добыча нефти и природного газа, 2) производство подакцизных товаров, за исключением производства автомобилей легковых, мотоциклов, моторных масел, авиационного, дизельного и автомобильного топлива, 3) деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги (за исключением: аренды и лизинга сельскохозяйственных машин и оборудования; строительных машин и оборудования для гражданского строительства, транспортных средств; воздушных транспортных средств; водных транспортных средств; железнодорожных транспортных средств; двигателей, турбин и станков; прочих машин и оборудования, и материальных средств; деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма), 4) деятельность стоянок для транспортных средств.

Видами деятельности, на которые не распространяются меры государственной поддержки: 1) финансовая и страховая деятельность, 2) деятельность по организации и проведению азартных игр, 3) торговля оптовая и розничная, за исключением реализации товаров, произведённых резидентом СПВ на территории СПВ, в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности резидента СПВ.

[5] Основанием является получение статуса резидента ТОСЭР «Чукотка» и соглашение с управляющей компанией об осуществлении деятельности на ТОСЭР «Чукотка». Меры государственной поддержки предоставляются до исключения сведений об инвесторе из реестра резидентов ТОСЭР «Чукотка».

[6] Основанием предоставления мер государственной поддержки является соглашение об осуществлении инвестиционной деятельности, заключаемое с управляющей компанией, а также внесение инвестора в Реестр резидентов АЗРФ.

[7] ГЧП-проект признается новым, если объем капитальных вложений, осуществленных при его реализации, не превышает 25% от общего объема капитальных вложений, предусмотренных бизнес-планом проекта, без учета расходов на приобретение права пользования участками недр.

[8] Требования установлены для инвесторов, планирующих участвовать в отборе инвестиционных проектов в порядке, определяемом постановлением Правительства РФ от 18.03.2020 № 297 "Об утверждении Правил отбора инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории Арктической зоны Российской Федерации".



Регулирование на региональном уровне:

  • Закон Чукотского автономного округа от 05.05.2015 № 28-ОЗ «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Чукотского автономного округа».
  • Постановление Правительства Чукотского автономного округа от 25.07.2016 № 409 «О специальных инвестиционных контрактах, заключаемых Чукотским автономным округом без участия Российской Федерации».
  • Постановление Правительства РФ от 20 октября 2015 г. № 1123 «Об утверждении критериев отбора резидентов свободного порта Владивосток».
  • Постановление Правительства Чукотского автономного округа от 18.04.2008 № 70 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Чукотского автономного округа и предоставленные в аренду без торгов».
  • Приказ Минвостокразвития России от 28.09.2015 № 187 «Об утверждении требований к бизнес-плану, представляемому для заключения соглашения об осуществлении деятельности в качестве резидента свободного порта Владивосток».