Часть 1. Инициативность – залог успеха или провала?
Заметка, к прочтению которой вы только что приступили, – первая из трех, посвященных основам взаимодействия с субъектами РФ при обсуждении ГЧП-проекта. Мы предлагаем разобраться вместе с нами – как же все-таки наиболее эффективно организовать взаимодействие с представителями региона, какие процессы следует оптимизировать, а от каких – вовсе отказаться.
На первый взгляд, Законодатель уже все предусмотрел: в НПА о ГЧП содержатся положения[1], отвечающие на вопросы «кто?», «кому?», «как?» и «что дальше?». Но как показывает практика, взаимодействие, основанное исключительно но таком формальном подходе, может перерасти в самое настоящее мексиканское противостояние.
Опытные специалисты, прошедшие не одну «концессионную войну», уже догадываются, о чем сейчас пойдет речь. Ну а с новобранцами ГЧП-полка мы сейчас поделимся полезной информацией.
Давайте попробуем разложить предпосылки и инициацию проекта на шаги:
а) ООО «Ромашка» является успешным представителем своей отрасли, например, в сфере производства и обслуживания оборудования;
б) рынок b2b изучен и отработан, есть задача проработать возможные направления для расширения присутствия, одним из которых является b2g;
в) публичные образования эксплуатируют аналогичное оборудование, зачастую оно давно морально и технически устарело и требует замены, при этом не всегда правильно обслуживается;
г) у компании возникает по-настоящему отличная идея, как обновить все устаревшее оборудование, сократив текущие расходы на обеспечение работоспособности системы в 2 раза;
д) прямая продажа оборудования публичной стороне имеет целый ряд «подводных камней» – в бюджет не заложены средства на приобретение такого оборудования, перспективы их появления в обозримом будущем также очень туманны. Поэтому вариант ГЧП кажется наиболее привлекательным – бюджетные затраты можно заменить на привлеченное финансирование, конкурс – на частную инициативу, красота, да и только;
е) компания выходит на контакт с представителем публичной стороны, отвечающим за направление, и к собственному удивлению слышит на другом конце провода недоумение должностного лица, а самое главное – не получает ни одного конкретного ответа на свои вопросы;
ж) ситуация становится непонятной, возникает ощущение игнорирования и общения со стеной. Компания делает вывод о том, что проект попросту не интересен. В лучшем случае – предпринимает повторные попытки, либо идет предлагать свой проект следующему, в худшем – вовсе отказывается от идеи ГЧП-проекта.
В этой ситуации нет вины инициатора, все службы сработали грамотно: изучено законодательство, выводы сделаны. Вот только законодательство преследует цель урегулирования процессов, а такие важные моменты как эффективность взаимоотношений и правила их построения – это уже вопрос практической плоскости.
Именно эти факторы объясняют необходимость привлечения консультантов для сопровождения проектов – не всегда та или иная стратегия, основанная исключительно на формальном толковании закона, будет верной, если, конечно, вашей целью является достижение результата. Сплав опыта и квалификации выходят на первое место, обращение за помощью к специалистам, как и практически во всех сферах, позволяет сэкономить деньги, а главное – время.
Шаг 0. Определение «точки входа» в регион.
С этого места начинают работать обычаи делового оборота и общие принципы логики. Инициатору своим проектом необходимо вызвать реальный интерес у публичной стороны. Чтобы это сделать, надо попробовать его просто обсудить, в достаточной степени неформально.
Законодатель все же предусмотрел механизм предварительных переговоров: например, п. 4.12 ст. 37 Закона о концессиях говорит о том, что можно обсуждать проекты еще до направления инициативы. В этом нет никакой коррупциогенности (как известно, многие органы власти во время проведения конкурсных процедур стараются избегать общения с их участниками, а то вдруг обвинят в сговоре или еще чем-то). Если кто-то будет настаивать на недопустимости переговорного процесса до направления концессионной инициативы – покажите ему вышеприведенное положение закона.
Представители публичной стороны могут попросту оказаться не готовы к такому общению. Это вполне объяснимо, подобного рода переговоры широко распространены в b2b секторе, для публичной стороны это не то чтобы нечто из ряда вон выходящее, но, как минимум, нетипичная и некомфортная ситуация. Отсюда вытекает следующее:
а) многие должностные лица на практике ни разу не сталкивались с реализацией ГЧП-проектов;
б) большинство должностных лиц будут не готовы взять на себя ответственность представления своего органа в формате переговорного процесса, в том числе, сразу сообщать какие-либо конкретные данные (причин много – отсутствие полномочий, испуг от прямого общения с бизнесом – коррупция, сговор, потеря работы).
Помимо этого, необходимо учитывать, что заинтересованность публичной стороны практически в любом ГЧП-проекте, априори, отсутствует. Это также можно объяснить: орган, отвечающий за ту или иную сферу, как и все в природе, стремится к гармонии. Поддерживать стабильность функционирования такой отрасли, как, например, здравоохранение региона – задача невероятно сложная и ответственная, поэтому частная инициатива может быть воспринята порой как некий инородный элемент, которое потенциально может привнести дисбаланс.
Вывод № 1: будьте готовы к отказам и непониманию, большинство первых коммуникаций приходят именно к этому. Но это не повод отказываться от проекта.
Так как правильно подготовиться к контакту с регионом? К кому обращаться в первую очередь? Надо ли проявлять настойчивость в случае первой неудачи? На эти вопросы мы постараемся ответить во второй части статьи, которая выйдет совсем скоро на нашем портале.
[1] Ч. 4.1 ст. 37 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессиях), ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «»О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о ГЧП).
Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на платформу ГЧП-советник.
Введите E-mail, указанный при регистрации
Поиск по сайту
Для сохранения черновиков нужно авторизоваться
Закрыть сайт?
Возможно внесенные изменения не сохранятся.
Текст, что подробности только для партнеров
Полная карточка дела доступна со статусом партнёра.
Ссылка на скачивание карты отправлена на Ваш e-mail