Вход

1. КАКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ?

Интерес участников концессионного проекта

Регион/Муниципалитет

  • Модернизация системы наружного освещения на принципах «умного города»
  • Снижение бюджетных затрат на эксплуатацию

Банк

  • Стабильный денежный поток в обеспечение кредита (плата концедента)
  • Бюджетный платеж закрывает до 100 % банковского долга

Инвестор (производитель)/Оператор

  • Доход от достигнутой экономии и от сбыта оборудования
  • Компенсация инвестиций при досрочном расторжении

Сфера применения

  • Освещение городских территорий (включая архитектурную подсветку)
  • Освещение региональных и межмуниципальных автомобильных дорог

Преимущества концессии

  • Комплексность и долгосрочность сотрудничества: концессионер не только проводит энергоэффективные мероприятия, но и модернизирует опоры, а впоследствии обслуживает систему наружного освещения
  • Риски распределяются между сторонами (например, риск роста тарифа на электроэнергию)
  • Возможность осуществления коммерческой деятельности: размещение ВОЛС, станций сотовой связи и др.
  • Гарантированный спрос на услугу и защита инвестиций концессионера

2. КАК РАБОТАЕТ?

Правовая модель

Концессия – оптимальная модель реализации комплексного инвестиционного проекта в отношении системы наружного освещения:

  • Исключен риск секвестирования, характерный для энергосервиса и лизинга, заключаемых по 44-ФЗ
  • Частный инвестор осуществляет коммерческую эксплуатацию в отличие от лизинговой модели
  • Возможно привлечение внебюджетных средств в отличие от передачи эксплуатации предприятию/учреждению
  • Частный инвестор может инвестировать в создание новых сетей наружного освещения в отличие от энергосервиса

Альтернативная модель – соглашение о муниципально-частном партнерстве, но пока нет практики запуска проектов в таком формате.

Источники окупаемости

Финансирование концедента:

  • Капитальный грант (опционально) – софинансирование концедентом строительства новых опор и модернизации существующей системы освещения
  • Плата концедента (обязательно) – компенсация расходов концессионера на содержание системы, оплату электроэнергии, обеспечение доходности концессионера в согласованном сторонами формате

Коммерческая эксплуатация концессионером:

  • Предоставление доступа к опорам операторам сотовой связи, сервисам «Умного города» и др.

Как делить риски

Распределение рисков между частной и публичной стороной – базовый принцип ГЧП

01

Риски распределяются в зависимости от возможностей по управлению той или иной стороной конкретным видом рисков

02

основные виды рисков

Виды рисков Стандартный подход к распределению рисков
Концедент Концессионер
Технические
Коммерческие
Финансовые
Политические
Правовые
Информационные

Способы запуска проекта

Частная инициатива - способ заключения концессионного соглашения, в рамках которого потенциальный концессионер может обратиться к концеденту с инициативой о реализации проекта

Конкурс – предполагает заключение концессионного соглашения по инициативе концедента посредством проведения конкурсных процедур

Как запустить проект:
инструкция для частного инициатора

01. Оценка окружения проекта и целесообразности его реализации
  • Решение судьбы текущего эксплуатанта
  • Проведение инвентаризации системы наружного освещения, определение реальных эксплуатационных показателей (процент горения, уровень освещенности и др.)
  • Оценка правового статуса существующих опор освещения (движимое или недвижимое имущество, наличие незарегистрированного недвижимого имущества)
02. Определение условий реализации проекта
Как правило, включает в себя:
  • Юридическую часть – правовая структура проекта (договорные связи, ограничения, права и др.), правовые риски и методы борьбы с ними
  • Техническую часть - общее описание планируемого объекта, требования, которым он должен соответствовать, анализ имеющихся исходных данных
  • Финансово-экономическую часть - ключевые финансовые потоки проекта, предпосылки (оценка доходной и расходной частей, условия привлечения финансирования и иные допущения), финансовая модель
  • Матрицу рисков – описание возможных рисков, механизмов их минимизации и порядка распределения между сторонами
  • «Дорожную карту» проекта

Получить базовые рекомендации по правовой структуре проекта и оценить объем подготовительных мероприятий.

03. Подготовка проекта предложения (ЧКИ)

Предложение готовится по утвержденной форме и включает в себе информацию об инициаторе проекта и основных условиях проекта, включая проект соглашения. При подготовке предложения частная сторона может проводить консультации с публичной стороной.

04. Проведение процедуры заключения соглашения

Направление инициатором предложения о заключении концессионного соглашения

Оценку публичной стороной возможности заключения концессионного соглашения

Переговоры

Публикация предложения о заключении в целях приема заявок от третьих лиц

Коммерческое закрытие проекта (предоставление обеспечения, принятие необходимых актов и подписание соглашения)

3. ЧЕМ МЫ МОЖЕМ ПОМОЧЬ:

Юридическая компания P&P Unity и партнеры компании:

Сопровождение самой масштабной на рынке концессии в сфере уличного освещения (г. Волгоград)

Подробнее

В портфеле компании 7 концессионных проектов в сфере освещения

Аккредитация в финансирующих организациях в качестве консультантов по ГЧП-сделкам

Компания входит в перечень консультантов, рекомендованных федеральными рейтингами Право.ru – 300, ИД «Коммерсант» в сфере инфраструктуры и ГЧП

ЧЕМ ПОМОЖЕМ:

СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТОВ

Сопровождение запуска или стадии реализаци проекта. Консультирование по юридическим, техническим и финансовым аспектам.

ОЦЕНКА ПРОЕКТОВ

Оценка инвестиционной привлекательности проекта и условий привлечения банковского финансирования. Поиск партнеров

ГЧП-СТРУКТУРАТОР

Онлайн-оценка возможностей и ограничений концессионной модели применительно к Вашему проекту, рекомендации.

ОБЗОР КОНЦЕССИЙ В СФЕРЕ ОСВЕЩЕНИЯ

Поможет разобраться в особенностях концессионного механизма и оценить его возможности, а также примеры проектов

4. ЧАСТЫЕ ВОПРОСЫ

01. Законна ли концессия в отношении всех линий наружного освещения муниципалитета?

Как правило объектом концессии выступает система наружного освещения в целом, связанная единой системой автоматизированного управления, диспетчерскими пунктами, мониторинговыми (ситуационными) центрами, каналами связи и управления. Внедрение «умных» решений, обеспечивающих технологическую связь между установками наружного освещения, является основной целью концессии. При таком подходе технологическое единство объекта, требуемое законом, может соблюдаться.

02. Возможна ли концессия, если все сети наружного освещения – движимое имущество?

По общему правилу, в объекте концессии должна присутствовать недвижимость. Но это не означает, что к недвижимости должно относиться 100 % имущества. Поэтому можно либо обеспечить включение в состав объекта недвижимости (например, здание диспетчерского центра) либо рассмотреть вариант реализации проекта как концессии в сфере информационных технологий. Однако возможность заключения подобной концессии на муниципальном уровне – под вопросом.

Подробнее о концессиях в сфере ИТ можно прочитать здесь.

03. Всегда ли земельные участки под сетями должны стоять на кадастре и предоставляться концессионеру в аренду?

Земельное законодательство предусматривает специальное основание использования земельных участков для ремонта линейных объектов (которыми являются сети наружного освещения), а также для размещения линий электропередачи классом напряжения до 35кВ, связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного оборудования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство. Такое использование осуществляется на основании разрешения уполномоченного органа, и кадастрировать земельный участок для этой цели не нужно.

04. Какова судьба права текущего эксплуатанта сетей после запуска концессии?

Закон требует, чтобы объект концессионного соглашения должен был свободен от прав третьих лиц на момент передачи концессионеру. Это правило относится также и к правам оперативного управления/хозяйственного ведения. Обратите внимание, что передачу нужно организовать таким образом, чтобы обеспечить непрерывность эксплуатации системы.

05. Возможная ли полная компенсация затрат концессионера за счет средств бюджета?

Вопрос об ограничениях бюджетного финансирования концессии подробно разбирался судами применительно к «Башкирскому делу». Суд констатировал, что если финансирование концессионного проекта осуществляется посредством «платы концедента», а не «участия концедента в расходах», за счет бюджета могут быть профинансированы все расходы концессионера, а также согласованная сторонами доходность.

06. Можно ли включить в состав объекта концессии кабель-каналы для линий связи?

На наш взгляд, в рамках текущего регулирования такое включение может сопровождаться риском оспаривания концессионного соглашения как нарушающего требования закона к определению объекта концессии. Подробнее здесь.

07. Является ли концессия регулируемой с учетом большого влияния на нее тарифов на электроэнергию?

Нет, концессия не является регулируемой и специальные «тарифные» условия, предусмотренные концессионным законодательством, не обязательны. В данном случае концессионер выступает как обычный потребитель электроэнергии, он не осуществляет регулируемых видов деятельности – не производит и не передает электроэнергию. Изменение тарифа ресурсоснабжающей организации – риск сторон концессии, который они могут разделить между собой.

08. Участвует ли субъект РФ в муниципальной концессии?

Нет, он не является стороной концессионного соглашения. Возможность заключения трехсторонних концессионных соглашений предусмотрена Законом о концессиях только для сфер водо- и теплоснабжения, и только в случаях, когда субъект РФ имеет полномочия по регулированию тарифов. Ситуацию не изменяет факт финансового участия субъекта РФ в проекте (посредством межбюджетного трансферта).

09. Можно ли включать в периметр проекта незарегистрированное недвижимое имущество?

Мы не рекомендуем так поступать. Закон о концессиях прямо позволяет включать незарегистрированное имущество в состав объекта только для концессий в сфере водо- и теплоснабжения. В случае если до заключения концессионного соглашения имущество не успели зарегистрировать в связи с давностью создания имущества (до введения требований по госрегистрации), можно воспользоваться предоставляемой законом опцией и зарегистрировать права владения и пользования концессионера и право собственности концедента одновременно. Но в соответствии с требованиями Закона о регистрации недвижимости это нужно сделать в течение 5 рабочих дней с даты заключения концессионного соглашения.

10. Как распределяется экономия от снижения потребления электроэнергии при реализации проекта?

Условия концессии могут быть структурированы различным образом. Можно предусмотреть необходимость осуществления концессионером конкретных мероприятий или рассчитать бюджетный платеж исходя из постепенного снижения затрат на оплату электроэнергии. Используются и варианты, когда экономия сохраняется за концессионером или направляется на определенные цели (например, проведение дополнительных мероприятий). Концессионная модель достаточно гибкая и позволяет использовать различные варианты взаимодействия сторон.

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы получить доступ к статье.

Ознакомиться с уровнями доступа можно тут