- Концессионное соглашение;
- Соглашение о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве («соглашение о ГЧП»).
Эти модели регулируются специальными законами и являются наиболее актуальными способами запуска ГЧП-проектов.

Государственно-частное партнёрство (ГЧП) – форма взаимодействия государства и частного бизнеса в целях строительства/реконструкции и эксплуатации социально-значимых объектов инфраструктуры.
Основная идея ГЧП заключается в привлечении частных (в том числе и иностранных) инвестиций и компетенций в сферу инфраструктуры, контролируемую государством. ГЧП позволяет инвестору обеспечить возврат вложенных средств и получение гарантированного дохода (в том числе за счет права получить объект недвижимости в собственность или временное пользование), а государство решает публичную задачу.
Базовые принципы ГЧП:
Основные сферы ГЧП-проектов
ИТ
Преимущества ГЧП
Возможность справедливого распределения рисков – базовое условие качественной реализации ГЧП-проекта.
Основное правилом риск-менеджмента – возложение риска на того участника проекта, который может им управлять, исключив или максимально снизив негативные последствия. Особенно важным распределение рисков становится с учетом долгосрочной реализации большинства ГЧП-проектов.
Можно выделить следующие основные виды рисков, возникающих при реализации ГЧП-проектов, и наиболее общий вариант их распределения.
Для каждого проекта могут быть выделены иные, более актуальные виды рисков (например, риски могут быть разделены по стадиям проекта) и предложены другие варианты их распределения.
Вид риска | Сторона, ответственная за управление риском |
---|---|
Строительные (технические) | Частная сторона |
Коммерческие | Совместное бремя |
Финансовые | Частная сторона |
Политические | Публичная сторона |
Правовые | Совместное бремя |
Информационные | Совместное бремя |
Преимущества ГЧП для публичной стороны:
Преимущества ГЧП для частной стороны:
Основные модели ГЧП
В широком смысле к ГЧП могут быть отнесены любые формы совместной деятельности государства и частного бизнеса, для организации которых используются общеправовые инструменты. Например, это заключение между публичной и частной стороной инвестиционного соглашения, предусматривающего предоставление частной стороне гарантий и льгот, или реализация инвестиционного проекта юридическим лицом, в капитале которого участвуют и государство, и бизнес. Последний вариант относится к корпоративной модели ГЧП, способу организации взаимодействия сторон с использованием различных корпоративных форм ведения бизнеса. Более подробно о корпоративной модели ГЧП можно прочитать здесь.
Однако законодательство предусматривает две основные модели взаимодействия публичного и частного партнеров:
Эти модели регулируются специальными законами и являются наиболее актуальными способами запуска ГЧП-проектов.
Развитие законодательства о ГЧП в России
Можно выделить следующие ключевые моменты развития современного законодательства о ГЧП:
Принятие Закона о концессиях
Закон о концессиях заложил основу для реализации ГЧП-проектов по концессионной модели на федеральном, региональном и местном уровнях. В законе был впервые предусмотрен перечень инфраструктурных объектов, а также закреплены правила взаимодействия частных инвесторов и органов власти. Помимо этого закон закрепил гарантии инвестора, что существенно повысило привлекательность концессионных соглашений по сравнению с иными имеющимися форматами взаимодействия бизнеса и государства.
Условия для привлечения внешнего финансирования
Федеральным законом от 02.07.2010 № 152-ФЗ Закон о концессиях изменен в целях создания гарантий привлечения заемного финансирования в проект. Теперь права концессионера по концессионному соглашению могут использоваться в качестве обеспечения обязательств концессионера перед кредитором, чьи средства он привлекает. В таком случае между концедентом, концессионером и кредитором заключается соглашение, регулирующее права и обязанности сторон в связи с привлечением финансирования (прямое соглашение).
Появилась плата концедента для автодорожных проектов
Отличие платы концедента от прямого участия публичной стороны в финансировании расходов на проект заключается в том, что за счет нее может обеспечиваться не только компенсация прямых расходов концессионера, но и запланированный уровень доходности.
Адаптация условий тарифного регулирования в сфере ЖКХ для ГЧП-проектов
Федеральным законом от 30.12.2012 № 291-ФЗ предусмотрен плановый переход на долгосрочное регулирование тарифов в сфере ЖКХ за счет расчета необходимой валовой выручки коммунальной организации на основе долгосрочных параметров. Такой подход позволяет за счет долгосрочных тарифов рассчитывать на заранее просчитанный объем выручки, обеспечивающий возврат инвестиций в модернизацию инфраструктуры.
Изменен порядок регулирования концессионных соглашений в сфере водоснабжения (водоотведения) и теплоснабжения
Федеральным законом от 07.05.2013 № 103-ФЗ внесены изменения в части порядка заключения и исполнения концессионных соглашений в сфере водоснабжения (водоотведения) и теплоснабжения, а также их существенных условий.
На портале ГЧП-советник можно сконструировать проект концессионного соглашения, учитывающего все особенности реализации проектов в сфере водоснабжения (водоотведения) и теплоснабжения.
Расширение сферы применения механизма платы концедента
Федеральным законом от 21.07.2014 № 265-ФЗ на весь перечень объектов концессионного соглашения распространена возможность использования платы концедента.
Объединение разных объектов в рамках одного проекта
Упомянутый выше закон также предусмотрел объединение различных видов инфраструктуры в рамках одного концессионного соглашения (за исключением объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения) при условии, что такое объединение не наносит вред конкуренции.
Частная концессионная инициатива
Введена «частная инициатива» – механизм, при котором заключение концессионного соглашения инициируется инвестором. На портале ГЧП-советник можно найти формы всех документов, необходимых для подготовки и рассмотрения частной концессионной инициативы.
Принятие Закона о ГЧП
В 2015 г. принят закон, регулирующий на федеральном уровне порядок запуска и реализации ГЧП-проектов с использованием второй специальной модели – соглашения о ГЧП.
До принятия Закона о ГЧП аналогичные правовые акты принимались на уровне регионов. Единый подход к пониманию природы соглашения о ГЧП отсутствовал, к ГЧП относились случаи предоставления налоговых и арендных льгот, преференций по земельным участкам и т.д.
Новый закон предусмотрел соглашение о ГЧП в качестве самостоятельной модели, отличной от концессионного соглашения. Знаковым моментом стала предоставленная Законом о ГЧП возможность передавать имущество в собственность частного партнера, что невозможно в концессиях.
Дальнейшее развитие правового регулирования ГЧП-проектов в сфере тепло- и водоснабжения
Принят Федеральный закон от 03.07.2016 №275-ФЗ, продолживший адаптацию концессионного законодательства для нужд тепло- и водоснабжения – специальные нормы выделены в отдельную главу. Ключевое изменение – участие субъекта РФ в качестве третьей стороны концессии.
Ознакомиться с особенностями концессий в сфере тепло- и водоснабжения можно здесь.
Роль «Башкирского дела» в подходах к финансированию ГЧП
31 января 2017 г. ФАС России приняла решение об отмене платы концедента по концессионному соглашению в отношении автомобильной дороги «Стерлитамак – Кага – Магнитогорск», указав на недопустимость полного финансирования строительства и эксплуатации объекта соглашения за счёт бюджетных средств. Арбитражный суд города Москвы поддержал доводы ФАС России, но апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции, указав, что финансирование части расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и плата концедента являются самостоятельными видами денежных выплат. При этом использование платы концедента позволяет компенсировать все расходы концессионера (в дополнение к финасированию части расходов).
С более подробным описанием дела можно ознакомиться здесь.
Включение объектов информационных технологий (ИТ-объекты) в перечень объектов ГЧП
Федеральным законом от 29.06.2018 № 173-ФЗ в Закон о концессиях и Закон о ГЧП внесены изменения, предусматривающие включение ИТ-объектов в список имущества, в отношении которого может быть заключено концессионное соглашение или соглашение о ГЧП. В список попали не только объекты имущества, используемые для обеспечения функционирования ИТ-технологий, но и программы для ЭВМ, базы данных, сайты. Это первый и пока единственный случай, когда концессионное соглашение или соглашение о ГЧП может не предусматривать в периметре проекта объектов недвижимости.
Экспертами P&P Unity и Фонда развития интернет-инициатив был подготовлен обзор в связи с принятием данного закона, с которым можно ознакомиться здесь.
Сравнение моделей ГЧП
Концессионное соглашение vs. соглашение о ГЧП
Критерии сравнения | Концессионное соглашение | Соглашение о ГЧП |
---|---|---|
Частная сторона |
|
Российское юридическое лицо (за исключением лиц, находящихся под публичным контролем) |
Собственник объекта | Концедент |
|
Особенности инвестиционных обязательств в периметре соглашения | Более широкое по сравнению с Градостроительным кодексом РФ понятие реконструкции, включающее в себя модернизацию | - |
Оценка финансовой эффективности проекта и социально- экономического эффекта от реализации проекта | - | Проводится в обязательном порядке |
Обязательства сторон на эксплуатационной стадии |
Концессионер:
|
Частный партнер:
Публичный партнер (опционально):
|
Финансирование за счет публичной стороны |
|
|
Способы заключения соглашений |
|
|
Более детальное описание правовых моделей ГЧП представлено на портале ГЧП-советник. Также компания P&P Unity предлагает воспользоваться онлайн-сервисом ГЧП-структуратор, который позволяет подобрать правовую модель реализации ГЧП-проекта с учетом заданных параметров.
Введите E-mail, указанный при регистрации
Для сохранения черновиков нужно авторизоваться
Возможно внесенные изменения не сохранятся.
Ссылка на скачивание карты отправлена на Ваш e-mail