Связаться с нами

+7 (495) 111 27 60

Связаться с нами

Наш TG-канал

Вход

Экспертное мнение руководителя по региональному развитию "Дневник.ру"

Ранее наша команда опубликовала case-study о Проекте государственно-частного партнерства в отношении автоматизированной информационной системы «Цифровая образовательная платформа Архангельской области». Владислав Моисеев, руководитель по региональному развитию Дневник.ру поделился с нами экспертным мнением о проекте и ответил на несколько вопросов.

1. Почему для реализации данного проекта была выбрана именно модель соглашения о ГЧП, в чем ее преимущества?

Как вы уже знаете, в рамках реализации проекта «Цифровая образовательная среда» и национального проекта «Образование» перед каждым регионом поставлены глобальные задачи. Были введены «индексы цифровой трансформации» и показатели «цифровой зрелости». Их цель – внедрить на всех уровнях образования передовые цифровые сервисы и инструменты, которые должны стать неотъемлемыми помощниками для родителей и учеников.

При общении с регионами мы заметили, что органы власти ограничены в ресурсах и возможностях текущих поставщиков. Тяжело внедрить новый функционал, не увеличивая бюджет государственных закупок. А порой и у самих поставщиков имеются технические ограничения для доработок и интеграций.

Тем временем регионы остро нуждаются в целом комплексе решений: защищенная среда коммуникации, ведения проектов, образовательный контент, учет реестра кадров, оплата горячего и буфетного питания и т. д. И самое главное – необходима система регионального мониторинга, в которой будут отражены все важные показатели системы образования от посещаемости и успеваемости до заболеваемости и среднего балла.

Поэтому мы выступили с частной инициативой создать «Цифровую образовательную платформу», предложив все первоочередные сервисы и государственные услуги. Затраты на внедрение, модернизацию и техническую поддержку мы берем на себя и не требуем финансирования со стороны бюджета. И тут как нельзя лучше подошла модель государственно-частного партнерства в рамках 224-ФЗ.

Говоря о преимуществах ГЧП, могу заметить, что выигрывают все: регион получает современные и нужные сервисы в системе образования, в бюджете освобождаются средства, которые можно направить на иные социально-значимые нужды. Родители и ученики используют все возможности для успешной учебы и не переходят с одной системы на другую, как это часто бывает с госзакупками. А мы как частный партнер расширяем свою аудиторию и постоянно работаем над повышением качества наших систем.

2. Безопасно ли заключать ГЧП соглашения и какие вопросы могут возникнуть у контролирующих органов?

До ГЧП подобные проекты реализовывались в рамках 39-ФЗ об инвестиционной деятельности. Но у УФАС были вопросы к подобному формату, т.к. не было возможности провести конкурентные процедуры. Также в законе отсутствовали положения про ИТ-сферу.

Но 29 июня 2018 года были внесены изменения в 224-ФЗ о ГЧП, что позволило делать объектом соглашения о ГЧП программы для ЭВМ, базы данных и информационные системы. При этом 224-ФЗ предполагает проведение открытой конкурентной процедуры выбора частного партнера, что позволяет снять вопросы антимонопольных органов о том, на каком основании публичный партнер заключил соглашение с конкретной компанией.

3. Какие основные задачи региона позволит решить реализация проекта? В чем выгода публичного партнера?

Как говорил ранее, наша цель – закрыть все первоочередные потребности региона по сервисам в системе образования. А это больше 9 государственных услуг в рамках отраслевого регулирования.

Поэтому, помимо прямой выгоды от расширения функционала без необходимости согласовывать новый бюджет на закупки, регион на долгие годы получает передовую платформу с гарантией модернизации и методического сопровождения.

4. С какими сложностями пришлось столкнуться при подготовке и согласовании проекта?

Основная сложность заключается в том, что применение ГЧП в ИТ-сфере системы образования является новшеством. Из-за этого у региональных министерств был и остается скепсис по использованию данного механизма.

По сути, мы стали локомотивом отрасли и проходили все этапы процедуры самостоятельно. Не было примеров, на которые можно было равняться, перенять опыт и практику, понять, каких ошибок избегать и какие требования предъявят органы власти на каждом этапе.

Поэтому вся наша команда шаг за шагом совместно с регионами шла по каждому этапу. После каждой запущенной процедуры мы корректировали документацию, попутно отвечая на довольно интересные и острые вопросы региональных специалистов.

5. На что регионам обращать внимание при выборе частного партнера?

Для начала рекомендую обратить внимание на бизнес-модель частного партнера. Компания должна быть в состоянии вернуть вложенные инвестиции и понимать, за счет чего она это сделает.

Также обязательно наличие опыта реализации аналогичных проектов и экспертиза в создании высоконагруженных платформ.

И последнее, но самое важное: частный партнер должен отчетливо понимать будущие риски и представлять себе траекторию развития своего решения без возможности получить финансирование в рамках госзакупок.

6. Какие у Вас дальнейшие планы по развитию цифровых образовательных платформ с использованием механизмов ГЧП?

Основная задача - не сбавлять темп развития своих сервисов. Мир и требования очень быстро меняются - любой компании в сфере образования необходимо следовать этим тенденциями.

И, конечно же, реализовать больше проектов ГЧП. С учетом политических целей и задач ГЧП - это единственный механизм, который даст ощутимые возможности как для государства, так и участников рынка.

В дальнейшем мы хотели бы подключить к нашим проектам коллег, которые связаны с оборудованием и софтом, например, мобильными кассами, терминалами оплаты школьного питания, СКУДами, чтобы выйти на уровень реализации более глобального ГЧП-проекта, например, в рамках концессионного соглашения.

Кроме того, нам интересен выход на рынок страны СНГ. В двух странах СНГ у нас уже заключены концессионные соглашения, дальше мы хотели бы выйти и на дальнее и ближнее зарубежье.


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на платформу ГЧП-советник.