При принятии решения о запуске инфраструктурного проекта необходимо оценивать не только порядок заключения концессионного соглашения, но и особенности его исполнения. В частности, речь идет о необходимости соблюдения требований к закупочной деятельности. Действующее законодательство не устанавливает исключений для концессионера – соответственно, к нему в полном объеме будет применимо законодательство о закупках, в том числе необходимость применения специальных закупочных процедур в ряде случаев.
Например, законодательство о закупках должно соблюдаться концессионерами [1]:
Исключением являются случаи, когда общая выручка таких концессионеров от регулируемой деятельности составляет не более чем 10 % (для дочерних и «внучатых» обществ - 5 %) общей суммы выручки от всех видов осуществляемой ими деятельности за предшествующий календарный год (для дочерних и «внучатых» обществ - за предыдущие 4 квартала), и они не являются подконтрольными лицами [2].
Такие концессионеры осуществляют закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» («Закон № 223-ФЗ»).
Особенности закупочной деятельности
Заказчики по Закону № 223-ФЗ закупают товары, работы, услуги по принятому ими положению о закупках. Это предоставляет им возможность самостоятельно устанавливать правила закупки в пределах, дозволенных законодательством, и не накладывает такие жесткие ограничения, как Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Однако с 1 июля 2018 г. вступят в силу изменения, направленные на повышение прозрачности закупок по Закон № 223-ФЗ [3]. В частности в закон будут включены положения, регулирующие виды закупочных процедур, которые могут предусматриваться в положении, и порядок их применения:
В настоящее время Закон № 223-ФЗ совсем не регулирует способы закупки, полностью предоставляя эту возможность заказчикам.
Также с 31 декабря 2017 г. Закон № 223-ФЗ не распространяется на закупки у юридических лиц, которые признаются взаимозависимыми с ним лицами в соответствии с Налоговым кодексом РФ и перечень которых определен положением о закупках [4]. Кроме того, теперь дочерние и «внучатые» общества могут присоединиться к положению о закупках основного общества [5]. Такие изменения актуальны для концессионеров, которые часто являются проектными компаниям (SPV), соответственно их закупочная деятельность тесно связана с деятельностью основного общества.
Начало осуществления закупочной деятельности
На практике проблемным является вопрос о моменте, с которого концессионер должен осуществлять закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ.
Не исключена ситуация, когда концессионер еще не получил статус субъекта естественной монополии или не начал вести регулируемую деятельности, но уже осуществляет закупки в целях исполнения концессии (например, в рамках строительства, приобретения материалов и т.п.).
В таком случае концессионер может заключать договоры без соблюдения Закона № 223-ФЗ. Однако не исключено, что срок действия таких договоров будет распространяться и на период после появления оснований для осуществления закупок в соответствии с законом № 223-ФЗ. Данная ситуация законодательством не урегулирована, практика по проблеме также не сложилась.
[1] Части 2 статьи 1 Закона №223-ФЗ
[2] Части 2.1 статьи 1 Закона №223-ФЗ
[3] Федеральный закон от 31.12.2017 №505-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
[4] Пункт 13 части 4 статьи 1 Закона №223-ФЗ
[5] Часть 4 статьи 2 Закона №223-ФЗ
Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на платформу ГЧП-советник.
Введите E-mail, указанный при регистрации
Поиск по сайту
Для сохранения черновиков нужно авторизоваться
Закрыть сайт?
Возможно внесенные изменения не сохранятся.
Текст, что подробности только для партнеров
Полная карточка дела доступна со статусом партнёра.
Ссылка на скачивание карты отправлена на Ваш e-mail