Связаться с нами

+7 (495) 111 27 60

Связаться с нами

Наш TG-канал

Вход

Концессии в водо-и теплоснабжении

1. КАКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ?

Концессия – инструмент модернизации коммунальной инфраструктуры

Регион/Муниципалитет

  • Решение застарелых проблем, повышение качества услуг
  • Внебюджетные средства на инвестиционные мероприятия

Банк

  • Стабильный денежный поток в обеспечение кредита
  • Участие региона в муниципальном проекте

Инвестор/Оператор

  • Гарантии долгосрочного тарифа и НВВ
  • Компенсация инвестиций при досрочном расторжении

Сфера применения

  • Централизованные системы водоснабжения
  • Централизованные системы водоотведения
  • Объекты теплоснабжения

Преимущества концессии

  • Долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера устанавливаются на срок действия концессионного соглашения
  • Принятие мер, обеспечивающих окупаемость инвестиций концессионера и получение им валовой выручки в случае негативных изменений законодательства
  • Тарифная «заморозка» - тарифное регулирование, действовавшее на дату заключения концессионного соглашения, применяется на протяжении всего срока действия концессии
  • Регион –третья сторона концессии, что обеспечивает дополнительные гарантии для концессионера (если регион регулирует тариф)

2. КАК РАБОТАЕТ?

Основные модели

Концессия – единственная альтернатива аренды для частных операторов государственных/муниципальных коммунальных систем.

НО для объектов старше 5 лет модель аренды не применима.

Источники окупаемости

  • Тариф: амортизация, прибыль, экономия
  • Финансирование за счет региона и муниципалитета – плата концедента (опционально)
  • Финансирование за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ (посредством платы концедента)

Как делить риски

Распределение рисков между частной и публичной стороной – базовый принцип ГЧП

01

Риски распределяются в зависимости от возможностей по управлению той или иной стороной конкретным видом рисков

02

основные виды рисков

Виды рисков Стандартный подход к распределению рисков
Концедент и субъект РФ Концессионер
Технические
Тарифные
Финансовые
Политические
Правовые
Информационные

Способы заключения концессии

Частная инициатива - способ заключения концессионного соглашения, в рамках которого потенциальный концессионер может обратиться к концеденту с инициативой о реализации проекта

Конкурс – предполагает заключение концессионного соглашения по инициативе концедента посредством проведения конкурсных процедур

Трансформация аренды – способ заключения концессионного соглашения, когда концессионером без проведения конкурса становится арендатор, права которого на имущество возникли на основании договора аренды заключенного до 1 июля 2010 года

Как запустить проект:
инструкция для частного инициатора

01. Оценка окружения проекта и целесообразности его реализации
Для подготовительного этапа коммунальной концессии характерны специфические задачи:
  • Решение судьбы текущего эксплуатанта
  • Проведение технического обследования системы
  • Актуализация схемы тепло/водоснабжения
  • Оценка наличия незарегистрированного имущества, которое планируется вовлечь в проект
  • Инвентаризация существующих обязательств по подключению
  • Запрос «тарифной» информации у уполномоченного орган
02. Определение условий реализации проекта
Как правило, включает в себя:
  • Юридические условия– особенности формирования условий концессии с учетом вида объекта, объема прав и обязанностей региона, распределения рисков между сторонами проекта
  • Технические условия–формирование задания концедента, мероприятий концессионера, плановых показателей деятельности концессионера
  • Финансово-тарифные условия - ключевые финансовые потоки проекта, предпосылки (оценка доходной и расходной частей, условия привлечения финансирования и иные допущения), тарифная модель, долгосрочные параметры регулирования
  • «Дорожная карта» проекта – в том числе с учетом специфики регионального регулирования в части согласования условий концессии с муниципалитетом и регионом

Получить базовые рекомендации по правовой структуре проекта и оценить объем подготовительных мероприятий.

03. Подготовка проекта предложения (ЧКИ)

Предложение готовится по утвержденной форме и включает в себе информацию об инициаторе проекта и основных условиях проекта, включая проект соглашения. При подготовке предложения частная сторона может проводить консультации с публичной стороной.

04. Проведение процедуры заключения концессионного соглашения

Направление инициатором предложения о заключении концессионного соглашения

Оценку публичной стороной возможности заключения концессионного соглашения

Переговоры

Публикацию предложения о заключении в целях приема заявок от третьих лиц

Коммерческое закрытие проекта (предоставление обеспечения, принятие необходимых актов и подписание соглашения)

3. ЧЕМ МЫ МОЖЕМ ПОМОЧЬ:

Юридическая компания P&P Unity и партнеры компании:

Более 20 реализованных концессий в сфере ЖКХ, в том числе крупнейшие на рынке

Опыт защиты документации и условий проекта в антимонопольном органе

Аккредитация в финансирующих организациях в качестве консультантов по ГЧП-сделкам

Компания входит в перечень консультантов, рекомендованных федеральными рейтингами Право.ru – 300, ИД «Коммерсант в сфере инфраструктуры и ГЧП

ЧЕМ ПОМОЖЕМ:

СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТОВ

Сопровождение запуска или стадии реализаци проекта. Консультирование по юридическим, техническим и финансовым аспектам.

ОЦЕНКА ПРОЕКТОВ

Оценка инвестиционной привлекательности проекта и условий привлечения банковского финансирования. Поиск партнеров

ГЧП-СТРУКТУРАТОР

Онлайн-оценка возможностей и ограничений концессионной модели применительно к Вашему проекту, рекомендации.

КОНСТРУКТОР КОНЦЕССИЙ

Сервис позволяет создать сложную концессионную документацию в режиме онлайн с минимальными затратами ресурсов

4. ЧАСТЫЕ ВОПРОСЫ

01. Всегда ли субъект РФ является стороной концессионного соглашения?

В муниципальных концессиях субъект РФ является обязательной (третьей) стороной КС в ситуации, когда полномочия по государственному регулированию тарифа не переданы соответствующему муниципалитету (остаются на уровне субъекта РФ). В таком случае без подписи высшего должностного лица субъекта РФ концессия является незаключенной.

Конструктор концессий учитывает такую особенность коммунальных концессий и позволяет сформировать концессионное соглашение как с участием субъекта РФ, так и без него.

02. Какие обязанности принимает на себя субъект РФ?

Основные обязанности субъекта РФ, как третьей стороны концессии:

  • установление тарифов на основании долгосрочных параметров регулирования, закрепленных в концессионном соглашении;
  • утверждение инвестиционных программ концессионера, содержащих мероприятия по созданию и реконструкции объекта, предусмотренные концессионным соглашением;
  • возмещение недополученных доходов, экономически обоснованных расходов концессионера.

Закон позволяет возложить иные обязанности на субъект РФ, но только в случае, если это предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта РФ.

03. Какие «тарифные» условия включаются в концессию?

К «тарифным» условиям относятся долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера, объем валовой выручки. Они являются существенными условиями концессии и поэтому обязательны. Долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера согласовываются с тарифным органом.

Формы запроса в тарифный орган можно найти здесь.

04. Что такое задание концедента?

Документ, формируемый концедентом на основании:

  • утвержденных схем тепло -/водоснабжения и водоотведения,
  • данных прогноза потребления тепловой энергии, теплоносителя и (или) горячей воды, питьевой воды, технической воды, количества и состава сточных вод,

и содержащий величины необходимой тепловой мощности, необходимой мощности (нагрузки) водопроводных сетей, канализационных сетей и сооружений на них в определенных точках поставки, точках подключения (технологического присоединения), точках приема, точках подачи, точках отведения, сроки ввода мощностей в эксплуатацию и вывода их из эксплуатации.

Задание не является техническим заданием на проектирование и не должно содержать описание инвестиционных мероприятий. Подробнее о задании читайте здесь.

05. Обязательно ли проводить техническое обследование перед заключением концессии?

Да, обязательно. Техническое обследование и актуальная схема тепло-/водоснабжения – основа для формирования корректных условий концессий. Без технического обследования невозможно достоверно оценить все параметры проекта - объем инвестиционных мероприятий, значения плановых показателей деятельности концессионера и другие параметры. Отчет о техническом обследовании является обязательной частью конкурсной документации.

06. Как формируется инвестиционная программа концессионера?

В инвестиционную программу концессионера должны быть включены основные мероприятия, перечисленные в концессионном соглашении. Основные мероприятия формируются на основании задания с учетом предельного размера инвестиционных расходов и значения плановых показателей деятельности концессионера. Закон не устанавливает требований к описанию таких мероприятий в концессии, поэтому зачастую вместо них используется проект инвестиционной программы. Подобный подход нельзя назвать оптимальным, поскольку он может усложнить реализацию проекта за счет чрезмерной детализации мероприятий.

07. Обязательно ли использование примерных концессионных соглашений?

Примерные концессионные соглашения не являются обязательными для использования при подготовке концессионного проекта. Данный тезис подтверждает Минэкономразвития России в рекомендациях по реализации проектов государственно-частного партнерства и концессий. Кроме того, примерные формы не только не соответствуют практике запуска концессий, но и частично противоречат действующему законодательству, поскольку не актуализируются.

Подробнее можно прочесть здесь.

08. В чем особенности конкурсных процедур?

Можно назвать следующие основные отличия конкурсных процедур для концессий в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения:

  • запрет на проведение предварительного отбора (предъявления квалификационных требований к опыту, деловой репутации и т.д.);
  • к конкурсной документации прикладывается дополнительный объем информации и документов, позволяющий оценить экономические и технические условия проекта, в том числе проект концессионного соглашения;
  • выбор победителя осуществляется посредством сравнения значений дисконтированной выручки участников конкурса – участник с наименьшим размером выручки является победителем, если разница меньше 2-х процентов, тогда побеждает участник с наибольшим количеством лучших значений плановых показателей деятельности концессионера;
  • запрещены переговоры по условиям проекта концессионного соглашения после определения победителя или лица, с которым заключается концессий.

Более подробную информацию по данному вопросу можно получить при использовании ГЧП-структуратора. Формы запроса в тарифный орган для подготовки конкурсной документации можно найти здесь.

09. Возможна ли передача концессионеру незарегистрированного имущества?

Законодательство позволяет включать в объект соглашения незарегистрированное имущество. Можно выделить следующие основные правила в отношении такого имущества:

  • таким имуществом могут быть только сети и насосные станции;
  • его балансовая стоимость не должна превышать 50% от общей балансовой стоимости объекта;
  • за 3 месяца до заключения концессии информация о таком имуществе должна быть опубликована на специальном портале.

Более подробную информацию по данному вопросу можно получить при использовании ГЧП-структуратора.

10. Какие ошибки чаще всего допускают участники проекта при подготовке проекта?

К сожалению, приходится констатировать низкое качество концессионных проектов в сфере тепло-/водоснабжения и водоотведения по сравнению с другими сферами, где запускаются концессии. Ошибки и нарушения законодательства допускаются в большинстве подобных проектов. Это влечет существенные риски для участников проектов, в том числе претензии контролирующих органов и невозможность привлечения финансирования. Ситуация меняется в лучшую сторону, но пока не кардинально. Полагаем, что использование Конструктора концессий внесет вклад в повышение качества коммунальных концессий.

Подробнее об основных ошибках Вы можете прочитать в обзоре о качестве коммунальных концессий, а в этой статье ознакомиться с возможными подходами к повышению качества концессий.