С каждым годом в мире растет оборот электромобилей. По некоторым прогнозам, продажи машин с электрическими двигателями достигнут к 2025 году показателя 12 млн. единиц в год [1].
Темпы роста российского рынка электромобилей значительно уступают общемировым. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, отсутствует государственная поддержка владельцев электромобилей. В большинстве европейских стран, США, Китае при покупке электрокаров предоставляются бонусные выплаты и специальные льготы, в том числе налоговые. Российское федеральное законодательство не предусматривает аналогичных преференций. Налоговые льготы предусмотрены лишь в нескольких регионах: Калужской[2], Сахалинской,[3] Тамбовской[4] областях и некоторых других. Во-вторых, отсутствует сопутствующая инфраструктура, в частности, количество зарядных станций не позволяет автовладельцам беспрепятственно пересесть с бензинового на электрический транспорт.
По данным Автостат на 1 января 2020 года в России насчитывалось 6,3 тысяч электромобилей (0,014% от общего числа легковых машин в России)[5]. Численность зарядных устройств по России не достигает и тысячи, из-за чего для многих водителей единственный путь зарядить свой автомобиль – использовать домашние розетки.
Развитию зарядной инфраструктуры может помочь привлечение частных инвестиций на принципах государственно-частного партнерства. Зарядные станции по своей сути являются объектами дорожного сервиса[6], проекты по созданию которых могут быть структурированы как по Закону о концессиях[7], так и по Закону о ГЧП[8].
По пути заключения соглашения о муниципально-частном партнерстве пошла администрация города Ижевска. В июле 2018 года между муниципальным образованием и частным партнером было заключено соглашение в отношении шести автоматических АЗС по отпуску нефтепродуктов и электрозарядки транспортных средств с электродвигателями. Создание зарядной станции поставлено под условие. Обязательство по ее установке возникает у частного партнера только в случае, если на территории города Ижевска будут зарегистрированы более 1500 электромобилей. Проект рассчитан на 10 лет. Объем финансирования частным партнером – 148,3 млн руб. Финансирования со стороны публичного партнера не предусмотрено.
Законодательство о ГЧП позволяет масштабировать проекты в сфере общественного транспорта за счет включения в их периметр электробусов и зарядной инфраструктуры для них. Общественный транспорт является одной из отраслей, модернизация и эксплуатация которой возможна на принципах ГЧП[9].
С учетом тренда на «озеленение» городской инфраструктуры запуск проектов по созданию зарядной инфраструктуры на принципах ГЧП представляется перспективным. Но говорить о самостоятельных проектах зарядной инфраструктуры ещё рано. Предполагаем, что изначально эти объекты будут реализовываться в рамках более крупных проектов.
[1] https://www2.deloitte.com/uk/en/pages/press-releases/articles/21-million-more-electric-vehicles-expected-worldwide-by-2030.html
[2] Пункт 9 части 1 статьи 5 Закона Калужской области от 26.11.2002 № 156-ОЗ «О транспортном налоге на территории Калужской области».
[3] Часть 6 статьи 6 Закона Сахалинской области от 29.11.2002 № 377 «О транспортном налоге».
[4] Пункт 12 части 1 статьи 7 Закона Тамбовской области от 28.11.2002 № 69-З «О транспортном налоге в Тамбовской области».
[5] https://www.autostat.ru/news/42999/
[6] Пункт 13 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[7] Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (пункт 1 части 1 статьи 4).
[8] Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (пункт 1 части 1 статьи 7).
[9] Пункт 12 части 1 статьи 4 Закона о концессиях, пункт 2 части 1 статьи 7 Закона о ГЧП.
Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на платформу ГЧП-советник.
Введите E-mail, указанный при регистрации
Поиск по сайту
Для сохранения черновиков нужно авторизоваться
Закрыть сайт?
Возможно внесенные изменения не сохранятся.
Текст, что подробности только для партнеров
Полная карточка дела доступна со статусом партнёра.
Ссылка на скачивание карты отправлена на Ваш e-mail