Электротранспорт в ГЧП: возможности и перспективы

С каждым годом в мире растет оборот электромобилей. По некоторым прогнозам, продажи машин с электрическими двигателями достигнут к 2025 году показателя 12 млн. единиц в год [1].

Темпы роста российского рынка электромобилей значительно уступают общемировым. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, отсутствует государственная поддержка владельцев электромобилей. В большинстве европейских стран, США, Китае при покупке электрокаров предоставляются бонусные выплаты и специальные льготы, в том числе налоговые. Российское федеральное законодательство не предусматривает аналогичных преференций. Налоговые льготы предусмотрены лишь в нескольких регионах: Калужской[2], Сахалинской,[3] Тамбовской[4] областях и некоторых других. Во-вторых, отсутствует сопутствующая инфраструктура, в частности, количество зарядных станций не позволяет автовладельцам беспрепятственно пересесть с бензинового на электрический транспорт.

По данным Автостат на 1 января 2020 года в России насчитывалось 6,3 тысяч электромобилей (0,014% от общего числа легковых машин в России)[5]. Численность зарядных устройств по России не достигает и тысячи, из-за чего для многих водителей единственный путь зарядить свой автомобиль – использовать домашние розетки.

Развитию зарядной инфраструктуры может помочь привлечение частных инвестиций на принципах государственно-частного партнерства. Зарядные станции по своей сути являются объектами дорожного сервиса[6], проекты по созданию которых могут быть структурированы как по Закону о концессиях[7], так и по Закону о ГЧП[8].

По пути заключения соглашения о муниципально-частном партнерстве пошла администрация города Ижевска. В июле 2018 года между муниципальным образованием и частным партнером было заключено соглашение в отношении шести автоматических АЗС по отпуску нефтепродуктов и электрозарядки транспортных средств с электродвигателями. Создание зарядной станции поставлено под условие. Обязательство по ее установке возникает у частного партнера только в случае, если на территории города Ижевска будут зарегистрированы более 1500 электромобилей. Проект рассчитан на 10 лет. Объем финансирования частным партнером – 148,3 млн руб. Финансирования со стороны публичного партнера не предусмотрено.

Законодательство о ГЧП позволяет масштабировать проекты в сфере общественного транспорта за счет включения в их периметр электробусов и зарядной инфраструктуры для них. Общественный транспорт является одной из отраслей, модернизация и эксплуатация которой возможна на принципах ГЧП[9].

С учетом тренда на «озеленение» городской инфраструктуры запуск проектов по созданию зарядной инфраструктуры на принципах ГЧП представляется перспективным. Но говорить о самостоятельных проектах зарядной инфраструктуры ещё рано. Предполагаем, что изначально эти объекты будут реализовываться в рамках более крупных проектов.


* Источник изображения - https://pixabay.com/


[1] https://www2.deloitte.com/uk/en/pages/press-releases/articles/21-million-more-electric-vehicles-expected-worldwide-by-2030.html

[2] Пункт 9 части 1 статьи 5 Закона Калужской области от 26.11.2002 № 156-ОЗ «О транспортном налоге на территории Калужской области».

[3] Часть 6 статьи 6 Закона Сахалинской области от 29.11.2002 № 377 «О транспортном налоге».

[4] Пункт 12 части 1 статьи 7 Закона Тамбовской области от 28.11.2002 № 69-З «О транспортном налоге в Тамбовской области».

[5] https://www.autostat.ru/news/42999/

[6] Пункт 13 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[7] Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (пункт 1 части 1 статьи 4).

[8] Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (пункт 1 части 1 статьи 7).

[9] Пункт 12 части 1 статьи 4 Закона о концессиях, пункт 2 части 1 статьи 7 Закона о ГЧП.



Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на платформу ГЧП-советник.