Как пресечь увеличение сроков реализации ГЧП-проекта?

Руководитель центра ГЧП АНО «Агентство Амурской области по привлечению инвестиций» Домейкайте Татьяна Вито поделилась экспертным мнением на тему сроков запуска проекта. Татьяна привела примеры и рассказала, что нужно предусмотреть и на что обратить внимание, чтобы не увеличить срок запуска проекта.

При подготовке к реализации проекта с использованием механизма концессионного соглашения как публичной, так и частной сторонам необходимо до принятия соответствующего решения учитывать, что срок процедуры «запуска» проекта может варьироваться от 6 месяцев до 2 лет, так как каждый проект индивидуален.

Мы приведем некоторые примеры, которые объективно покажут, с чем может столкнуться публичная и частная стороны до изъявления желания о реализации проекта, что нужно предусмотреть и на что обратить внимание как при проведении открытого конкурса, так и при подаче частной концессионной инициативы, чтобы пресечь увеличение сроков реализации проекта и предусмотреть все возможные риски.

На начальном этапе прежде всего необходимо обратить внимание на подготовку земельного участка, на котором будет располагаться объект концессионного соглашения. Необходимо установить, в чьей собственности находится земельный участок, имеются ли в отношении него ограничения (права третьих лиц).

К сожалению, информации по земельным участкам, которая находится в открытом доступе, не всегда достаточно, и инициатору проекта при подготовке частной концессионной инициативы необходимо заранее отработать данные вопросы с публичной стороной, чтобы потом не оказалось, что заявленные в предложении о заключении концессии участки обременены правами третьих лиц либо не соответствуют заявленным требованиям. В противном случае публичной стороне необходимо будет подбирать новые земельные участки, а это дополнительное время, которое может продлиться до года с учетом перевода земель в необходимую категорию, проведения публичных слушаний и других мероприятий. Также необходимо учитывать категорию и вид разрешенного использования земельного участка. Например, при реализации проектов в сфере ТКО (строительство полигона) стоит помнить, что существует ряд требований к земельным участкам для размещения объектов этой сферы: определенные категория и вид разрешенного использования, возможность установления санитарно-защитных зон, удаленность от аэродромов, отсутствие водоохранной зоны, краснокнижных растений и путей миграции животных и пр. Так, если выбранный для реализации проекта земельный участок находится в категории земель лесного фонда, необходимо быть готовым к изменению категории земельного участка, данная процедура достаточно продолжительна и может сдвинуть сроки реализации проекта в сторону увеличения не на один месяц. Если земельные вопросы решить не получится, то существуют риски отказа публичной стороны от реализации проекта. Таким образом, инициатору при подаче частной концессионной инициативы стоит помнить о своем праве на переговоры с публичной стороной и снизить возможные риски, в том числе по «затягиванию» сроков реализации проекта.

Еще одним важным предпроектным мероприятием является проработка вопроса технологического присоединения будущего объекта концессионного соглашения к инженерным сетям. Необходимо заранее провести переговоры со всеми ресурсоснабжающими организациями для определения возможности подключения объекта концессии к сетям, а также для определения предварительной стоимости данных мероприятий. Чем тщательнее будет проработан данный вопрос на предварительном этапе, тем меньше риск по возникновению данного мероприятия в перечне особых обстоятельств в концессионном соглашении. На практике мы сталкиваемся с данной проблемой достаточно часто: не хватает существующих мощностей и необходимо либо прокладывать новые коммуникации, либо искать новые источники подключения. Решение вопросов с техническим присоединением на начальных этапах позволит избежать срыва реализации проекта.

Кроме того, хотелось бы отметить, что на сдвиг сроков по проекту могут повлиять обращения иных лиц в антимонопольный орган, осуществляющий контроль за исполнением законодательства о концессионных соглашениях, с жалобой в отношении проводимого либо проведенного конкурса. Результатом рассмотрения жалобы может являться решение об отмене конкурса и вынесение предписания об устранении нарушений действующего законодательства.

Рекомендуем всем сторонам, как публичной, так и частной, при принятии решения о реализации проекта с помощью механизма ГЧП уделять самое пристальное внимание проработке именно технических и земельных вопросов, так как они лягут в основу финансовой модели и условий будущего концессионного соглашения.


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на платформу ГЧП-советник.