Вход

Какая степень информационной открытости должна обеспечиваться в проектах ГЧП и МЧП?

Директор Центра развития ГЧП АО «Агентство инвестиционного развития Новосибирской области» Алексей Коваленко поделился экспертным мнением и рассказал об аспектах предоставления проектной информации.

Одним из принципов ГЧП в России является «открытость и доступность информации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, за исключением сведений, составляющих государственную тайну и иную охраняемую законом тайну» (правда в отношении концессий такое формальное положение в Законе о концессиях отсутствует, но идеологически это не мешает его транслировать на концессии — тем более, когда речь идет о распоряжении государственной собственностью).

Фактически вся самая важная проектная информация итак публикуется в силу действующих законов. Например, такое происходит в составе основных (существенных) условий, утверждаемых решением публичной стороны и подлежащих обязательному опубликованию в составе конкурсной документации.

Органы власти — публичные структуры. Поэтому принцип публичности должен поддерживаться путем информационного освещения своей деятельности.

Опубликованные сведения помогают раскрыть суть проекта. Однако такие сведения пользователь информации должен уметь корректно интерпретировать. Искажение информации может привести к возникновению общественно-политических рисков, которые могут оказать существенное влияние на жизнеспособность проекта. Например, в ходе согласования параметров концессии в сфере здравоохранения Новосибирской области депутатский корпус, не вчитываясь подробно в условия соглашения, отчаянно не понимал необходимость строительства шестнадцатиэтажной поликлиники. Посыл, казалось бы, разумный — зачем нужна такая труднодоступная для населения поликлиника? Только речь о 16 этажах шла исключительно в контексте ограничения предельной этажности, допустимой на земельном участке при строительстве, и никак не относилась к характеристике объекта соглашения.

Зачастую при структурировании инфраструктурного проекта стороны забывают об основном его бенефициаре — населении, и не разъясняют цели проекта, и тем более, не всегда рассказывают, какую пользу обществу принесет реализация проекта. А если и пытаются, то делают это жестким бюрократическим языком. А ведь получатели информации в большинстве случаев вряд ли отличат концессионное соглашение от соглашения о ГЧП, да и откровенно говоря, не должны этого знать. Поэтому значимость формы представления и открытости проектной информации должна быть оценена и учитываться как органами власти, так и инвесторами, задействованными в проектах.


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на платформу ГЧП-советник.