Концессия «Обход Тольятти»

В продолжение рубрике case-studу эксперты P&P Unity проанализировали условия концессионного проекта «Обход Тольятти». Данный проект - один из крупнейших в транспортной отрасли в 2019 г. Подробности ниже.

16 октября 2019 г. подписано концессионное соглашение о строительстве обхода Тольятти с мостовым переходом через Волгу («Соглашение»).

Проект – часть международного транспортного коридора Европа-Западный Китай. Строительство обхода предоставит альтернативный маршрут передвижения и позволит разгрузить существующую плотину Жигулевской ГЭС.

Ниже представлено описание условий Соглашения, а также финансовые аспекты и ключевые гарантии сторон.

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Отрасль и объект

Строительство обхода г. Тольятти предусмотрено в качестве одного из результатов реализации федерального проекта «Европа – Западный Китай» комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г. («Магистральный план»).

По итогам реализации Соглашения Концессионер должен спроектировать и ввести в эксплуатацию мостовой переход через реку Волгу с обходом городского округа Тольятти и выходом на автомобильную дорогу М-5 «Урал» в муниципальных районах Ставропольский и Шигонский Самарской области.

Общая длина новой трассы составит 100 километров, в том числе протяженность моста – 9 километров с учетом подъездных путей.

Цель реализации проекта

Цель проекта в соответствии с Магистральным планом – сокращение времени в пути между Москвой и Самарой с 16 до 8 часов (при условии строительства скоростной автомобильной дороги «Москва – Нижний Новгород – Казань», входящей в состав международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай»).

Регион реализации проекта

Самарская область.

Способ заключения Соглашения

«Частная инициатива» - Хозяйственное партнерство «Концессионная компания «Обход Тольятти» направило предложение о заключении Соглашения, по результатам рассмотрения которого был принят приказ Министерства экономического развития и инвестиций Самарской области № 86 от 13 мая 2019 г. «О возможности заключения концессионного соглашения о создании и эксплуатации обхода городского округа Тольятти с мостовым переходом через реку Волгу в составе международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай» на иных условиях, чем предложено Хозяйственным партнерством «Концессионная компания «Обход Тольятти».

В соответствии с указанным актом после проведения переговоров на сайте torgi.gov.ru размещено извещение о приеме заявок от иных лиц о готовности к участию в конкурсе. В ходе сбора заявок предложений от иных инвесторов не поступило.

Ссылка на документацию

https://torgi.gov.ru/restricted/notification/notificationView.html?notificationId=37087185&lotId=37087222&prevPageN=0

Основные участники проекта

Концедент

Соглашение подписано Самарской областью, от имени которой выступает Правительство Самарской области.

Концессионер

Хозяйственное партнерство «Концессионная компания «Обход Тольятти», участниками которого на дату публикации case-study являются ООО «ИнфраКАП», АО «Дорожно-строительная компания «Автобан» и ООО «Автодор платные дороги» (дочерняя компания Государственной компании «Автодор»).

Срок проекта

Общий срок проекта составляет 20 лет и состоит из инвестиционного и эксплуатационного периодов:

  • инвестиционный период начинает исчисляться с даты начала строительства, но не позднее истечения 6 месяцев с даты заключения Соглашения, и может длиться до даты государственной регистрации объекта Соглашения (составляет максимально 4 года, то есть до 16 апреля 2023 г.),
  • эксплуатационный период исчисляется с даты государственной регистрации объекта Соглашения до даты прекращения действия Соглашения.

Право собственности на объект Соглашения

Право собственности на объект Соглашения при его создании возникает у Концедента.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН (ПОМИМО ПЛАТЕЖНЫХ)

Инвестиционные обязательства

Обязательства Концессионера

  • Подготовка территории для проектирования и строительства объекта Соглашения.
  • Проектирование двух этапов строительства протяженностью 32,4 километра и строительство объекта Соглашения.
  • Ввод в эксплуатацию и выполнение всех необходимых действий для государственной регистрации объекта Соглашения.

Обязательства Концедента

  • Предоставление Концессионеру по договору аренды или на ином законном основании земельных участков для целей проектирования, строительства и эксплуатации объекта Соглашения. Концедент по Соглашению предоставляет более 200 земельных участков, которые перечислены в соответствующем приложении Соглашения.
  • Обеспечение предоставления водных объектов для строительства и эксплуатации объекта Соглашения. Под водными объектами понимаются участок реки Волга и участки других рек, пойменных озер и ручьев, необходимых для реализации проекта.
  • Проектирование объекта Соглашения (подготовка и получение положительного заключения государственной экспертизы существующей проектной документации в отношении трех этапов строительства протяженностью 67,3 километра).
  • Оказание содействия в получении обязательных для достижения целей Соглашения разрешений и (или) согласований органов власти.

Эксплуатационные обязательства

Обязательства Концессионера

  • Получение необходимых разрешений для эксплуатации объекта Соглашения.
  • Непрерывная эксплуатация объекта Соглашения, обеспечение его технической исправности и безопасности.

Обязательства Концедента

  • Оказание содействия в получении обязательных для достижения целей Соглашения разрешений и (или) согласований органов власти.
  • Предоставление Концессионеру прав владения и пользования объектом Соглашения до истечения срока действия Соглашения.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТА

Общий объем инвестиций

Около 121 млрд. р., из них 67,3 млрд. р.– капитальный грант.

Для целей предоставления капитального гранта между Федеральным дорожным агентством (или иным уполномоченным органом Российской Федерации) и уполномоченным органом власти Самарской области заключается соглашение о предоставлении межбюджетного трансферта из бюджета Российской Федерации бюджету Самарской области.

Размер межбюджетного трансферта равен размеру капитального гранта (67,3 млрд. р.). Правовое основание – Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.09.2018 № 2101-р «Об утверждении комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г.» и Паспорт федерального проекта «Европа - Западный Китай», утв. протоколом заседания проектного комитета транспортной части комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г. от 29.01.2019 № 1.

Финансовое участие частной стороны

Проект предполагает финансирование Концессионером проектирования, строительства и эксплуатации объекта за счет собственных и привлеченных средств, а также средств капитального гранта и платы концедента.

Финансовое участие публичной стороны

Концедент выплачивает Концессионеру:

  • капитальный грант, направленный на возмещение затрат на проектирование и строительство объекта Соглашения;
  • плата концедента, направленная на обеспечение минимального гарантированного дохода Концессионера от эксплуатации объекта.

Капитальный грант

Общая сумма – 67,3 млрд. р.

Сумма и график выплаты капитального гранта сторонами согласован в Соглашении. Капитальный грант выплачивается на инвестиционном этапе и ограничен следующим периодом:

  • 2019 г. – 2 млрд. р.,
  • 2020 г. – 10,6 млрд. р.,
  • 2021 г. – 18,2 млрд. р.
  • 2022 г. – 20,5 млрд. р.,
  • 2023 г. - 16 млрд. р.

Концессионер по письменному запросу может потребовать выплаты аванса капитального гранта. Соглашением предусмотрена банковская гарантия возврата аванса. Случаи отказа концедента от выплат строго ограничены.

Плата концедента

Плата концедента выплачивается на эксплуатационном этапе в случае недостижения Концессионером значений плановой выручки, согласованной сторонами в приложении к Соглашению. Плата концедента предусмотрена на период с 4 квартала 2023 г. по 1 квартал 2036 г.

Плата за проезд

Плату за проезд с пользователей взимает Концессионер. Плата является собственностью последнего. Размер платы Концессионер определяет самостоятельно, учитывая при этом законодательно определенные максимальные значения.

Концедент гарантирует Концессионеру минимальный объем выручки. При недостижении размера фактически собранной платы за проезд плановым значениям, Концессионеру выплачивается плата концедента.

Источники возврата инвестиций частной стороны

Источники возврата инвестиций:

  • Платежи Концедента;
  • Доход от эксплуатации в виде платы за проезд с пользователей.

Сверхдоходы от эксплуатации

Концессионер выплачивает Концеденту концессионную плату, определяемую как 50% от разницы между фактической выручкой и плановой выручкой.

КЛЮЧЕВЫЕ ГАРАНТИИ СТОРОН

Механизмы, обеспечивающие соблюдение интересов участников проекта

В Соглашении используются стандартные механизмы гарантирования интересов сторон.

Интересы Концедента обеспечивают:

  • Предоставление Концессионером обеспечения исполнения обязательств по Соглашению в виде банковской гарантии. Соглашением предусмотрено 3 вида банковских гарантий, дифференцированных по этапам:
    • Банковская гарантия на этапе строительства;
    • Банковская гарантия на этапе эксплуатации;
    • Банковская гарантия возврата аванса капитального гранта на этапе строительства.
  • Страхование Концессионером объекта и гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц в процессе строительства и эксплуатации объекта.
  • Система неустоек – начисление Концессионеру штрафных баллов в зависимости от характера нарушений.
  • Устранение недостатков качества объекта за счет Концессионера.
  • Разработка и внедрение Концессионером системы гарантий и контроля качества эксплуатации объекта в срок не позднее 1 месяца до окончания строительства.
  • Контроль соблюдения Концессионером условий Соглашения.

Интересы Концессионера, в том числе с учетом обязательств перед финансирующими организациями, обеспечивают:

  • Система особых обстоятельств. Можно выделить следующие особые обстоятельства, которые отражают специфику проекта:
      • Принятие органом власти любого уровня решения, обязывающего Концессионера или оператора предоставить проезд по платному участку без оплаты;
      • Движение по объекту Соглашения транспортных средств без шин или на гусеничном ходу;
      • Непринятие Концедентом решения об использовании объекта на платной основе в срок, превышающий 30 дней с начала эксплуатации;
      • Превышение среднесуточной интенсивности дорожного движения прогнозных значений на протяжении 6 месяцев, затраты на которую не покрываются собранной Концессионером платой за проезд.
  • Компенсация при досрочном расторжении Соглашения. Порядок и структура компенсации при досрочном расторжении Соглашения зависит от оснований расторжения Соглашения. Соглашение может быть досрочно расторгнуто:
      • по инициативе Концессионера, в т.ч. в связи с наступлением особого обстоятельства;
      • по инициативе Концедента;
      • в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы;
      • по соглашению сторон.
  • Элементы компенсации при досрочном расторжении обусловлены привлечением средств в проект на принципах проектного финансирования и включают:
      • сумму возмещаемого долгового финансирования;
      • сумму возмещаемого собственного финансирования;
      • расходы на демобилизацию и консервацию;
      • иные расходы Концессионера, связанные с досрочным расторжением Соглашения
  • Прямое соглашение. В рамках привлечения инвестиций в проект предполагается заключение прямого соглашения. Последнее предусматривает способы обеспечения исполнения Концессионером своих обязательств перед финансирующими организациями, в том числе:
      • залог долей участия в пользу финансирующей организации;
      • залог имущественных прав Концессионера по Соглашению в пользу финансирующей организации;
      • залог прав по договорам аренды земельных участков;
      • согласие на уступку прав и перевод долга Концессионером (его прав и обязанностей по Соглашению) новому Концессионеру.

Концедент вправе отказаться от подписания прямого соглашения при наличии одной из или в совокупности нескольких причин:

      • в случае наличия в проекте прямого соглашения обременительных для Концедента условий, которые выходят за рамки общепринятой практики заключения подобных соглашений;
      • несоответствие проекта прямого соглашения законодательству или условиям Соглашения.

В сопровождении проекта участвовали юристы-разработчики платформы «ГЧП-советник» (юридическая компания P&P Unity). Специалисты готовили экспертное заключение на разработанный проект концессионного соглашения, сопровождали процедуру согласования проекта концессионного соглашения с органами власти Самарской области.

В рамках рубрики case-studу эксперты описывают ГЧП-проекты, интересные или системообразующие для рынка. Мы с удовольствием рассмотрим Ваш проект для следующего case-study, пишите нам на почту ppp@pppadvisor.ru.



Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на платформу ГЧП-советник.