Ограничение срока включения объекта в территориальную схему ТКО в связи с запуском концессии нарушает конкуренцию

Юристы компании P&P Unity подготовили обзор судебного дела по спору о правомерности ограничения срока включения действующего мусоросортировочного комплекса в территориальную схему обращения с отходами по причине заключения концессионного соглашения, предусматривающего создание нового объекта обращения с отходами.

8 февраля 2021 года Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом вынесено постановление по делу № А76-15977/2020. Согласно фабуле дела между АО «Управление отходами» и Министерством экологии Челябинской области заключено концессионное соглашение о создании коммунальной инфраструктуры по переработке и захоронению (утилизации) ТКО на территории Магнитогорского кластера. Концессионным соглашением предусмотрено, что в течение срока действия соглашения в территориальную схему обращения с отходами на территории обслуживания объекта соглашения не будут включены иные объекты обращения с ТКО.

Министерство утвердило территориальную схему в области обращения с отходами, включив в нее условие, согласно которому мусоросортировочный комплекс («МСК») ООО «Спецкомплекс» является объектом системы обращения с ТКО до ввода в эксплуатацию объекта концессии – межмуниципальной системы коммунальной инфраструктуры в отношении переработки и утилизации (захоронения) ТКО на территории Магнитогорского кластера. Рассмотрев заявление ООО «Спецкомплекс», антимонопольный орган пришел к выводу, что действия Министерства приводят и (или) могут привести к созданию преимущественных условий осуществления деятельности АО «Управление отходами», и вынес предупреждение о прекращении действий, выразившихся во введении ограничений в отношении хозяйствующих субъектов в сфере обработки ТКО, в необоснованном препятствовании в осуществлении деятельности и создании дискриминационных условий.

Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предупреждения.

Суды согласились с позицией антимонопольного органа и отказали в удовлетворении требований с учетом следующего:

1) На момент составления и утверждения территориальной схемы Министерство было осведомлено о наличии МСК у ООО «Спецкомплекс», а сведения о нем подлежали включению в территориальную схему. Обоснование включения сведений об указанном МСК в территориальную схему с учетом ограничения его использовании до момента ввода в эксплуатацию объекта концессии Министерством не представлено. При этом концессионное соглашение было заключено Министерством позднее, чем был создан МСК ООО «Спецкомплекс».

2) Наличие у Министерства права на заключение концессионного соглашения не является основанием для установления ограничений для других субъектов в части периода осуществления ими деятельности.

3) Отсутствие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности у ООО «Спецкомплекс» на дату заключения концессионного соглашения не является правовым основанием для невключения существующего объекта обработки ТКО в территориальную схему. При этом на дату заключения концессионного соглашения у ООО «Управление отходами» лицензия также отсутствовала.

4) Согласно замечаниям органа тарифного регулирования в проекте территориальной схемы не приведена экономическая целесообразность создания дополнительных объектов обработки ТКО на территории Магнитогорского кластера при условии обработки всей образующейся массы ТКО на существующих МСК.

5) Учитывая, что значительный объем ТКО Магнитогорского кластера будет направлен ООО «Управление отходами» в соответствии с концессионным соглашением, другим хозяйствующим субъектам остается на сортировку малая часть ТКО. Также МСК, принадлежавший ООО «Спецкомплекс», не имеет возможности осуществлять иные виды деятельности, кроме обработки ТКО, соответственно, включение в территориальную схему условия о его действии до момента ввода в эксплуатацию объекта концессионного соглашения может привести к созданию дискриминационных условий осуществления предпринимательской деятельности в области обращения с отходами. При этом одним из оснований для корректировки территориальной схемы является выявление способов оптимизации потоков с учетом действующих и вновь введенных объектов обращения с отходами.

***

Ознакомиться с делом можно по ссылке № А76-15977/2020: https://kad.arbitr.ru/Card/20ed80c8-427b-4353-b31f-dbf83308fc80.


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на платформу ГЧП-советник.