СГЧП в отношении 7 поликлиник в Новосибирске

Платформа ГЧП-советник запускает рубрику case-study. В рамках рубрики эксперты будут описывать ГЧП-проекты, интересные или системообразующие для рынка. Мы с удовольствием рассмотрим Ваш проект для следующего case-study, пишите нам на почту ppp@pppadvisor.ru.

Первый в очереди – проект в отношении 7 поликлиник в городе Новосибирске. Изначально проект был структурирован как концессионный. Но после неудачного итога конкурсных процедур (не поступили заявки) переформатирован в формат соглашения о государственно-частном партнерстве, которое регулируется Федеральным законом «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

15 февраля 2019 г. стороны заключили Соглашение о государственно-частном партнерстве в отношении строительства, финансирования и технического обслуживания объектов для оказания первичной медико-санитарной помощи в городе Новосибирске («Соглашение»).

Ниже представлено описание условий Соглашения, а также финансовые аспекты и ключевые гарантии сторон.

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Отрасль и объект

Один из наиболее масштабных проектов в сфере здравоохранения. В рамках реализации проекта будут созданы 7 городских поликлиник, которые могут обеспечить 6.5 тысяч посещений в смену.

По итогам реализации Соглашения Частный партнер должен спроектировать и ввести в эксплуатацию 7 объектов здравоохранения для нужд жителей, проживающих в следующих административных единицах города Новосибирск:

  • Заельцевский район,
  • Плющихинский жилмассив Октябрьского района,
  • Первомайский район,
  • Южно-Чемский жилмассив Кировского района,
  • микрорайон Чистая слобода Ленинского района,
  • Акатуйский жилой массив Кировского района,
  • микрорайон Чистая слобода города Новосибирска.

Цель реализации проекта

Цель проекта - обеспечение доступности и качества оказания медицинской помощи на территории Новосибирской области – коррелирует с соответствующей целью государственной программы «Развитие здравоохранения Новосибирской области на 2013 – 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 07.05.2013 г. № 199-п.

Регион реализации проекта

Новосибирская область.

Способ заключения Соглашения

«Частная инициатива» - компания ООО «Седьмая концессионная компания» направила предложение о реализации проекта, по результатам рассмотрения которого было принято постановление Правительства Новосибирской области от 24.12.2018 г. N 521-п «О принятии решения о реализации проекта государственно-частного партнерства».

В соответствии с указанным актом на сайте torgi.gov.ru размещено извещение о приеме заявок от иных лиц о готовности к участию в конкурсе. В ходе сбора заявок предложений от иных инвесторов не поступило.

Основные участники проекта

Публичный партнер

Соглашение подписано Новосибирской областью, от имени которой выступает Министерство здравоохранения Новосибирской области. Отдельные полномочия Публичного партнера осуществляет ряд профильных органов власти Новосибирской области.

Частный партнер

ООО «Седьмая Концессионная Компания», входящее в Группу компаний «ВИС».

Операторы

Медицинская эксплуатация создаваемых поликлиник осуществляется операторами. В качестве операторов выступают 7 государственных бюджетных учреждений здравоохранения, перечень которых прямо закреплен в Соглашении.

Срок проекта

Общий срок проекта составляет 10 лет и 6 месяцев и состоит из инвестиционного и эксплуатационного периодов:

  • инвестиционный период начинает исчисляться с даты заключения Соглашения и может длиться до даты приемки объекта (составляет максимально 42 месяца, то есть до 19 августа 2022 г.),
  • эксплуатационный период исчисляется с даты получения разрешения на ввод в эксплуатацию в отношении первого из элементов объекта Соглашения до даты прекращения действия Соглашения.

Статус реализации проекта

Инвестиционный период.

Право собственности на объект Соглашения

Право собственности на объект Соглашения при его создании возникает у Частного партнера. При прекращении действия Соглашения право собственности переходит Публичному партнеру.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН

Инвестиционные обязательства

Обязательства Частного партнера

  • Подготовка территории для проектирования и строительства объекта Соглашения.
  • Проектирование и строительство объекта Соглашения.
  • Ввод в эксплуатацию и выполнение всех необходимых действий для государственной регистрации объекта Соглашения.
  • Оснащение оборудованием объекта Соглашения, необходимого для их эксплуатации. Перечень оборудования уточняется после положительного заключения государственной экспертизы в отношении проектной документации.

Обязательства Публичного партнера

  • Предоставление Частному партнеру по договору аренды земельных участков для целей проектирования, строительства и технического обслуживания объекта Соглашения. Публичный партнер по Соглашению предоставляет 7 земельных участков, которые перечислены в соответствующем приложении Соглашения.
  • Оказание содействия в получении обязательных для достижения целей Соглашения разрешений и (или) согласований органов власти.

Эксплуатационные обязательства

Обязательства Частного партнера

  • Предоставление прав владения и пользования в отношении объекта Соглашения (в том числе основного оборудования, являющегося конструктивной частью объекта соглашения) соответствующему оператору. Соглашение содержит примерную форму договора аренды, в котором отражены его основные условия.
  • Техническое обслуживание объекта Соглашения. Предусматривает выполнение мероприятий, направленных на поддержание объекта Соглашения в технически исправном, безопасном, пригодном для эксплуатации состоянии.

Обязательства Публичного партнера

  • Оказание содействия в получении обязательных для достижения целей Соглашения разрешений и (или) согласований органов власти.
  • Целевая (медицинская) эксплуатация объекта Соглашения с привлечением операторов.
  • Обеспечение предоставления прав владения и пользования в отношении дополнительного оборудования, относящегося к объекту соглашения, соответствующему оператору по эксплуатации в течение 15 дней со дня возникновения права собственности на него.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТА

Общий объем инвестиций

свыше 9 млрд. р., в том числе около 7 млрд. р. – частные инвестиции.

Финансовое участие частной стороны

Проект предполагает финансирование Частным партнером проектирования и строительства объекта за счет собственных и заемных инвестиций.

Финансовое участие публичной стороны

Публичный партнер выплачивает Частному партнеру:

  • капитальный грант, направленный на возмещение затрат на проектирование и строительство объекта Соглашения;
  • субсидии, направленные на возмещение затрат на техническое обслуживание объекта Соглашения;
  • субсидии, направленные для обеспечения возврата и обслуживания инвестиций, привлеченных в рамках Соглашения.

Капитальный грант

Общая сумма - 1,6 млрд. р.

Сумма и график выплаты капитального гранта сторонами согласован в Соглашении. Капитальный грант выплачивается на инвестиционном этапе и ограничен следующим периодом:

  • 2019 г. - 626 млн. р.,
  • 2020 г. - 500 млн. р.,
  • 2021 г. - 500 млн. р.

Источники возврата инвестиций Частного партнера

Источники возврата инвестиций:

  • субсидии Публичного партнера;
  • арендные платежи от операторов;
  • сопутствующая коммерческая выручка.

КЛЮЧЕВЫЕ ГАРАНТИИ СТОРОН

Механизмы, обеспечивающие соблюдение интересов участников проекта

В Соглашении используются стандартные механизмы гарантирования интересов сторон.

Интересы Публичного партнера обеспечивают:

  • Предоставление Частным партнером обеспечения исполнения обязательств по Соглашению (банковская гарантия, страховое покрытие).
  • Система неустоек - начисление Частному партнеру штрафных баллов в зависимости от характера нарушений.
  • Ответственность Частного партнера за качество работ по строительству в течение 5 лет с даты получения разрешения на ввод в эксплуатацию в отношении каждого создаваемого объекта здравоохранения.
  • Контроль соблюдения Частным партнером условий Соглашения.
Интересы Частного партнера, в том числе с учетом обязательств перед финансирующими организациями, обеспечивают:
  • Система особых обстоятельств. Можно выделить следующие особые обстоятельства, которые отражают специфику проекта:
    • незаключение любого из договоров аренды в отношении соответствующего создаваемого объекта здравоохранения в срок, превышающий 2 месяца с даты получения разрешения на его ввод в эксплуатацию;
    • выплата операторами соответствующего создаваемого объекта здравоохранения арендной платы в размере ниже суммы, закрепленной в Соглашении;
    • неисполнение или ненадлежащее исполнение оператором по эксплуатации своих обязанностей по эксплуатации, повлекшее причинение вреда в отношении любого из элементов объекта Соглашения или их части.
  • Возможность осуществления коммерческой деятельности, в том числе в виде продажи товаров смешанного ассортимента, розничной торговли лекарственными препаратами. Для этих целей Частный партнер вправе владеть и пользоваться частью помещений (не более 6% от общей площади соответствующего создаваемого объекта здравоохранения).
  • Компенсация при досрочном расторжении Соглашения. Порядок и сумма компенсации при досрочном расторжении Соглашения зависит от оснований расторжения Соглашения. Соглашение может быть досрочно расторгнуто:
    • по основаниям, относящимся к Частному партнеру;
    • по основаниям, относящимся к Публичному партнеру;
    • в связи с наступлением особых обстоятельств;
    • в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы;
    • по соглашению Сторон.
  • Прямое соглашение. В рамках привлечения инвестиций в проект предполагается заключение прямого соглашения. В прямом соглашении обязательно должны быть урегулированы способы обеспечения исполнения Частным партнером в полном объеме своих обязательств перед финансирующими организациями, в том числе:
    • согласие на уступку прав и перевод долга Частным партнером (его прав и обязанностей по Соглашению) новому Частному партнеру;
    • согласие Публичного партнера в отношении залога имущественных прав Частного партнера по Соглашению в пользу финансирующей организации.
    Публичный партнер имеет право отказаться от подписания прямого соглашения при наличии одной из или в совокупности нескольких причин:
    • наличие внутренних противоречий в тексте проекта прямого соглашения;
    • в случае наличия положений, ухудшающих позицию Публичного партнера по сравнению с положениями Соглашения;
    • несоответствие проекта прямого соглашения законодательству.


* Источник изображения - https://pixabay.com/



Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на платформу ГЧП-советник.