Вход

В России будут создаваться «регуляторные песочницы» в сфере цифровых инноваций

31 июля 2020 года был принят Федеральный закон № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» Закон»). Цель Закона – обеспечить возможность создания экспериментальных правовых режимов (« регуляторных песочниц») в сфере цифровых инноваций. Закон вступит в силу с 28 января 2021 года.

Экспериментальный правовой режим («режим») предполагает применение в отношении разработчиков цифровых инноваций (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) специального регулирования на всех этапах запуска цифровых инноваций в течение определенного периода времени. Режим позволяет запустить и протестировать цифровые инновации без риска нарушения нормативного регулирования в сфере разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций.

Иными словами, режим может позволит «обойти» жесткие регуляторные требования, которые не позволяют внедрять цифровые инновации либо существенно тормозят их внедрение. Использование режима позволит опробовать инновации в определенных сферах и оценить необходимость внесения изменений в законодательство.

Пределы режима

Предусмотрены следующие пределы действия режима:

  • Предметом специального регулирования не могут быть правоотношения, возникшие:
    • при осуществлении деятельности, связанной с высоким риском нанесения ущерба жизненно важным интересам личности, общества и государства, в том числе при защите государственной тайны, обеспечении безопасности критической информационной инфраструктуры РФ;
    • в связи с возможным введением в оборот товаров, работ и услуг, оборот которых ограничен или запрещен.
  • Режим может вводиться на 3 года. Стороны могут продлить срок действия режима, но не более чем на 3 года.
  • Участником режима не может быть иностранное юридическое лицо, а также российское юридическое лицо с иностранным капиталом[1].
  • Установление режима не дает его участникам права на налоговые льготы.
  • К правоотношениям, возникающим в рамках реализации режима, будут применяться нормы гражданского законодательства, в том числе об ответственности – из договорных отношений и в части возмещения вреда, причиненного государственными органами и органами местного самоуправления, а также законодательства о защите прав потребителей. Программой режима может предусматриваться требование к субъекту режима о необходимости страхования им гражданской ответственности за причинение указанного вреда при реализации режима.

Режим может вводиться на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Соответственно пределы действия режима в том числе зависят от его уровня.

Сферы и цели применения режима

Установление режима возможно в следующих сферах:

  • медицинская деятельность;
  • транспорт;
  • сельское хозяйство;
  • финансовый рынок;
  • продажа товаров, работ, услуг дистанционным способом;
  • проектирование, строительство, ремонт, реконструкция, снос, эксплуатация зданий, сооружений;
  • предоставление государственных и муниципальных услуг и осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;
  • промышленное производство, апробации и внедрения цифровых инноваций, установленные Правительством РФ.

Режим может быть введен при соблюдении следующих условий: (1) законодательство содержит положения, при соблюдении которых внедрение цифровых инноваций невозможно или существенно затруднено, (2) существует технологическая возможность применения цифровых инноваций либо для их использования требуется техническая, технологическая, организационная или иная подготовка, (3) установление режима приведет к достижению одной или нескольких целей, перечисленных в Законе, (4) в предложении об установлении режима имеется обоснованная оценка рисков причинения вреда жизни, здоровью или имуществу, обороне и (или) безопасности государства, иным ценностям и меры, направленные на их минимизацию.

В Законе обозначены следующие цели введения режима:

  • формирование по результатам реализации экспериментального правового режима новых видов и форм экономической деятельности, способов осуществления экономической деятельности;
  • развитие конкуренции;
  • расширение состава, повышение качества или доступности товаров, работ и услуг;
  • повышение эффективности государственного или муниципального управления;
  • обеспечение развития науки и социальной сферы;
  • совершенствование общего регулирования по результатам реализации экспериментального правового режима;
  • привлечение инвестиций в развитие предпринимательской деятельности в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации;
  • создание благоприятных условий для разработки и внедрения цифровых инноваций.

Условия режима, территория (если применимо), перечень субъектов и срок действия режима предусматриваются в его программе. При этом положения программы могут исключать или изменять действие положений федерального закона в случае, если это прямо предусмотрено соответствующим федеральным законом. Помимо этого, в программе режима должны содержаться сведения о:

  • положениях (требованиях, предписаниях, запретов, ограничений) отдельных актов общего регулирования, которые не подлежат применению, а также положения, соблюдение которых является обязательным в соответствии с программой режима, если такие положения не предусмотрены актами общего регулирования или отличаются от них;
  • оценке рисков причинения вреда жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица, ущерба обороне и (или) безопасности государства, иным охраняемым федеральным законом ценностям, меры, направленные на минимизацию таких рисков и обязательные для осуществления субъектами режима;
  • указание на возможность присоединения иных субъектов к экспериментальному правовому режиму, порядок их присоединения;
  • основаниях и сроках приостановления статуса субъекта режима;
  • критериях нарушения положений программы режима, в том числе грубого их нарушения;
  • порядке использования продукции, произведенной и апробируемой в условиях режима;
  • указание на орган или органы, осуществляющие контрольные (надзорные) функции в рамках режима, а также на порядок осуществления этих функций;
  • требованиях к оценке эффективности и результативности режима, в том числе показатели, в соответствии с которыми проводится данная оценка;
  • способах информирования субъектом режима лиц, выражающих намерение вступить с ним в правоотношения в рамках режима, о наличии и содержании режима, в том числе об отличиях специального регулирования, предусмотренного программой режима и подлежащего применению к указанным правоотношениям, от общего регулирования;
  • указании на необходимость дополнительных опубликования в СМИ и сети Интернет информации об установлении и о содержании экспериментального правового режима;

Инициатива для установления режима

Для установления режим необходимо подать инициативное предложение. Инициативное предложение могут подготовить государственный орган, орган местного самоуправления (по направлению предоставления муниципальных услуг и осуществления муниципального контроля), юридическое лицо, индивидуальный предприниматель.

Режим вводится по следующей схеме и с участием следующих органов:



Программа может содержать указание на возможность присоединения к режиму в последующем иных субъектов, а также порядок их присоединения.

В настоящий момент предложения об установлении режима могут вноситься не во всех сферах. Для возможности подать инициативу необходимо, чтобы соответствующий уполномоченный орган принял акт, устанавливающий требования к форме и содержанию инициативного предложения и проекта программы режима. Также необходимо учитывать, что Закон вступит в силу в начале следующего года. Однако уже есть примеры успешного введения режима - Банк России запустил первый проект ещё в 2018 году. Банк России начал отбирать пилотные проекты в рамках «регуляторных песочниц» при реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации». 21 октября 2017 г. президент России Владимир Путин поручил Банку России совместно с Правительством России представить предложения по созданию на базе Банка России специальной регулятивной площадки для апробации инновационных финансовых технологий, продуктов и услуг до установления правил регулирования отношений, связанных с их применением на финансовом рынке.

***

Возможность разработчиков по своей инициативе вносить предложения государственным органам, касающиеся разработки и введения цифровых инноваций позволит осуществить прорыв в соответствующей отрасли. Полагаем, что применение режима обеспечит развитие в целом отрасли цифровых инноваций в основных секторах экономики. Ввиду повсеместного использования различных инструментов цифровой экономики государственная протекция на всех этапах запуска и внедрения цифровых инноваций позволит сформировать участникам рынка необходимые рынки сбыта (сферы применения четко обозначены) и улучшить для конечного потребителя качество получаемых товаров, работ и услуг.


[1] В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 8 Закона инициатором предложения от введении режима не может быть российское юридическое лицо, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых являются государства или территории, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности составляет 50 и более процентов.


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на платформу ГЧП-советник.