Утверждение новой схемы водоснабжения и водоотведения, ухудшающей положение концессионера, является основанием для изменения концессии

Эксперты P&P Unity подготовили обзор судебного дела, в котором исследовался вопрос правомерности отказа антимонопольного органа в согласовании внесения изменений в условия концессионного соглашения.

12 октября 2020 года Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа вынесено постановление по делу № А19-26238/2019. 28 января 2021 года Верховный суд РФ отказал в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам, указав, что юридически значимые обстоятельства дела полно и всесторонне исследованы судами и получили необходимую правовую оценку.

В соответствии с фактическими обстоятельствами дела между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска (концедент) и ООО «Южнобайкальское» (концессионер) заключено концессионное соглашение в отношении объектов недвижимого имущества холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

По актам приема-передачи концедентом концессионеру переданы в том числе канализационные сети, здание канализационной насосной станции, здание канализационно-очистных сооружений («КОС»).

В связи с невозможностью исполнения принятых на себя обязательств и ухудшением положения концессионера стороны заключили дополнительное соглашение к концессионному соглашению, согласно которому из акта приема-передачи было исключено вышеперечисленное имущество.

Антимонопольный орган отказал концессионеру в согласовании внесения изменений в концессионное соглашение, исключающее имущество по акту приема-передачи, на основании того, что представленные документы не подтверждают возникновение оснований для внесения изменений в концессию.

Не согласившись с решением антимонопольного органа, концессионер обратился в суд с требованием о признании его незаконным.

Арбитражные суды пришли к выводу о незаконности решения антимонопольного органа и удовлетворили требования концессионера на основании следующего:

1. Концессионер не может исполнять предусмотренные концессионным соглашением обязанности по реконструкции (модернизации) объекта соглашения, поскольку на момент передачи объектов КОС необходимое инженерное оборудование для проведения очистки сточных вод отсутствовало, инженерные системы и оборудование КОС находятся в аварийном состоянии, не могут эксплуатироваться и не подлежат восстановлению.

2. Учитывая отсутствие необходимого оборудования для очистки сточных вод на КОС, а также отсутствие инженерных сооружений, по которым можно отвести сточные воды для их очистки на другие КОС, концессионер несет дополнительные расходы, связанные с вывозом автомобильным транспортом жидких бытовых отходов на другие КОС, посредством заключения договоров со сторонними организациями. Такие расходы концессионера не заложены в тариф на водоотведение, соответственно, являются прямыми убытками концессионера.

3. Также суды учли, что внесенными изменениями в муниципальную целевую программу по модернизации систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования, на территории которого расположены КОС, а также актуализированной схемой водоотведения муниципального образования строительство очистных сооружений в течение всего срока действия концессионного соглашения не предусматривается.

4. Утверждение новой схемы водоснабжения и водоотведения, предусматривающей транспортировку жидких бытовых отходов автомобильным транспортом на КОС, после заключения концессионного соглашения ухудшает положение концессионера по сравнению с тем, в котором он находился на момент его заключения.

5. В результате принятия актуализированной схемы концессионер в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении концессионного соглашения, что является основанием для изменения условий концессионного соглашения и основанием для его согласования в соответствии с пунктами «б» и «г» пункта 2 постановления Правительства РФ от 24.04.2014 № 368 «Об утверждении Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения».

***

Ознакомиться с делом № А19-26238/2019 можно по ссылке: https://kad.arbitr.ru/Card/ec35a0ab-574e-47ea-8341-afd350a42af1.



Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на платформу ГЧП-советник.

Запросите доступ или получите партнерский статус, чтобы прочитать статью.